Здесь я мимоходом начал рассказывать о фильме. Я его досмотрел...и им меня частично переехало. Увлечение историей Англии в более ранний период, знакомство с сюжетом, который я знал по книгам, и удивительная живость фильма при вхарактерности персонажей сделали своё дело.
Фильм "Беккет" - как нетрудно догадаться, речь в нем идёт о жизни Томаса Беккета и его непростых отношениях с королём Англии Генрихом II. читать дальшеФильм я смотрел не с начала - о чем теперь сожалею, я бы не отказался посмотреть, как там показана юность обоих, всё-таки редкие скупые факты не заменят их интерпретации. Тем более, что создатели фильма приняли как рабочую версию давнюю дружбу между героями - недаром Томас зовёт Генриха "мой принц", а тот обращается к нему на "ты".
Всё очень красиво. Антураж соответствует эпохе - всё-таки раньше снимать фильмы умели, тем более что фильм всё-таки британский, несмотря на американское сотрудничество. И персонажи - вплоть до спутника Беккета, простого монаха Джона - не представляют собой гибрид картона и пластилина.
Отдельно скажу, что мне понравился французский король в этом фильме, Людовик VII. Политик с холодной головой, мастер игры и интриги - особенно заметно это на фоне горячего, несдержанного и в действиях, и на язык Генриха. Французским королем можно восхищаться, что я и делал всё то недолгое время, что он был на экране. Отточенные жесты, умение поставить себя с собеседником чётко определённым образом - в зависимости и от настроения короля, и от личности собеседника. Видя, что Беккет не собирается становиться изменником родины, быстро идёт на попятный - "что вы, зачем было об этом говорить?... И так ясно..." - с легкой светской улыбкой.
И семейство Генриха Английского - царственная мать, укоряющая сына за недостаточное мужество и философски сносящая его "вспышки"; королева Алиенора, капризная интриганка ("В мыслях уже видите себя регентшей?..."); долбодятлы-сыновья, особенно старший, смотрящий на отца со смесью затравленности, зависти и ненависти. Недаром Генрих приказал в старости изобразить себя в виде орла, которого терзают три орлёнка. Хотя и сам он, по свидетельству историков, детей не любил.
Но самое главное - это линия Генрих-Томас, серьёзная драматическая линия. Его друг, его правая рука, с которым всегда можно было поговорить и которому доверял - изменил его интересам. Столкновение двух парадигм - государственной в стиле "государство - это я" и идейной "есть власть высшая и перед ней мы отвечаем". На тот момент - двенадцатый век - вторая парадигма, естественно, выражалась в религии. Беккет, как человек честный и принципиальный, принял те правила, которые диктовала ему система, куда он пришёл и пост, который он в этой системе занял - по крайней мере, в его системе представлений всё это налагало на него ответственность перед совестью. Генриху же, разумеется, на совесть было плевать - тем более, что на Беккета с надеждой и радостью смотрело саксонское большинство, едва покорявшееся норманнской верхушке правителей. Плюс ко всему - явные романтические сильные чувства Генриха к его другу, о которых он повторяет не один раз на протяжении фильма в драматических для себя ситуациях.
Показателен их диалог на французском побережье, где они встречаются через семь лет беккетовского изгнания. Там много интресных деталей, но касательно чувств и прочего...
"-Ты никогда меня не любил.
- Если мне было дано кого-то в этой жизни любить... это были вы, мой принц.
- Но потом ты полюбил Бога. (то ли вопрос, то ли утверждение)
- Да, я полюбил Бога и славу его." - спокойно признает Беккет, расписываясь на своем приговоре. Король не простил более даже не предательства государственных интересов, хотя государство воспринимал для тех времен логично как свое продолжение, а предательства собственных чувств, о чем говорит и мать короля, насмехаясь над ним на пиру - "Если бы тебя оставила женщина, ты вёл бы себя точно так же!" Чего король и не отрицает - зато вполне закономерно приходит в ярость и вскоре выгоняет семейство, и во время этого пира видно, как его чувства к Беккету колеблются от бессильной, стремящейся уязвить ненависти до отчаянной злой любви. Не очень-то приятный букетик, надо сказать. А что делать. При таком характере, как у этого короля, любое чувство станет чрезмерным.
И - "каждый из нас должен идти до конца". И Беккет, знающий, что вскоре умрёт, и тем не менее не дрогнувший, оставаясь достойным и невозмутимым и во время службы, прерванной четырьмя рыцарями-убийцами, и в момент смерти. И король, усмехнувшийся окружению после покаянного бичевания с приземлёнными объяснениями, и только позже позволивший себе проявить истинные чувства, оставшись на минуту один у надгробия бывшего друга/любимого. Собственно, сказать нечего. Просто такие были времена, такие люди...
Но моск ещё не до конца успокоился.
Стихотворение номер 1. От лица Генриха, во время "пира", после возвращения Беккета в Англию.***
Эх, окунуться в буйство бы безудержного пьянства -
Да память чёртова забыться не даёт!
Не думать - привилегия норманнского дворянства...
Но он ведь научил меня, и вот.
Вокруг - мои соратники, вернейшие из верных -
К собакам выгнал и жену, и мать.
На волос - даже менее - от подозрений скверных,
И нечем их - да-да - с себя смывать.
Готов был волком броситься на каждого, кто смел бы
О Томасе наветы разводить...
Да человечья преданность - нестоящая стерва,
Он Бога смел сильнее полюбить!
Как щемит сердце, чтоб его - от вин ли, от потери...
И ничего на свете не вернуть.
Вокруг меня и около мерещатся мне звери -
Один имел он человечью суть!...
Вот, поднимают рыцари - я пьян уже по горло -
"Я, сволочь, до сих пор тебя люблю!"
Простил бы прегрешение - и вплоть до самых спорных -
Но он посмел перечить королю!
И ненависть клокочущей волной всё поднимается -
Сильнее, чем все чувства до того...
"Неужто из всех олухов, что праздно здесь шатается,
Мужчины нет - избавить от него?!"
Приказ мой будет выполнен, когда я протрезвею -
Да только вот и сам тому не рад...
Своей любовью смерть ту искупить я не сумею -
Он свят в раю, а я отправлюсь в ад...
Стихотворение номер 2. У надгробия
У надгробия.
Сохранять достоинство, в лицо смеяться -
И в лице при этом вовсе не меняться.
Надо быть таким. Я во всем уверен.
Я остался прежним. Себе вновь верен.
И толпу мне запросто успокоить -
Лишь его в святые теперь пристроить.
Рим его признал, и толпа ликует -
Ни один, поклялся бы, не тоскует.
Улыбаются убийцы - они не знают,
Вскоре наказанье их ожидает.
Нужно перед миром мне оправдаться -
Не хотел убийства - могу поклясться.
Только у надгробия - на мгновенье -
Нет мне оправданий и нет сомненья.
"Ты доволен, Томас? Вот справедливость..."
Мертвому никчемна такая милость.
Мы своим путём до конца ходили -
Я на троне прочно, а ты в могиле.
Своего добился такой ценой...
Друг мой непрощённый. Любимый мой.
Про фильм, историю Англии и человеческие чувства
Здесь я мимоходом начал рассказывать о фильме. Я его досмотрел...и им меня частично переехало. Увлечение историей Англии в более ранний период, знакомство с сюжетом, который я знал по книгам, и удивительная живость фильма при вхарактерности персонажей сделали своё дело.
Фильм "Беккет" - как нетрудно догадаться, речь в нем идёт о жизни Томаса Беккета и его непростых отношениях с королём Англии Генрихом II. читать дальше
Стихотворение номер 1. От лица Генриха, во время "пира", после возвращения Беккета в Англию.
Стихотворение номер 2. У надгробия
Фильм "Беккет" - как нетрудно догадаться, речь в нем идёт о жизни Томаса Беккета и его непростых отношениях с королём Англии Генрихом II. читать дальше
Стихотворение номер 1. От лица Генриха, во время "пира", после возвращения Беккета в Англию.
Стихотворение номер 2. У надгробия