Запись действительно старая и длинная, но это рассуждение я решил оттуда вынести, поскольку оно и сейчас кажется достаточно интересным, хотя, наверняка, не бесспорным.
многобукв...Многие, как мне кажется, считают, что достаточно заменить просто третье лицо на первое, и получится искомое Point of View. Конечно, чуть больший упор будет сделан на индивидуальные переживания, на воспоминания - возможно... Но в целом картина будет той же. Я с этим не согласен - вынужден констатировать. И также я вынужден констатировать - надеюсь, мне можно не ставить на каждом предложении печать Скромного Мнения? - что в POV неуместны длинные описания зданий, природы, блюд, расписаний поездов и тонкостей системы транспорта. Будьте честны с собой, господа - вспомните то, как сами воспринимаете реальность. Наше восприятие реальности - оно не объективно. Может быть объективен анализ этого восприятия - когда бывший воспринимающий достаёт своё впечатление и работает над ним, подмечая что-то и что-то отбирая. А восприятие - субъективно по большей части и малопредсказуемо. Встреченный по дороге хромой голубь может повлечь за собой целый ряд разнообразных ассоциаций - а может не повлечь никаких. Можно заметить, что девчонка, катавшаяся на скейте на том же тротуаре, где шёл ты, что-то весело прокричала парню на другой стороне улицы - но подробно описывать эту девчонку ты не будешь и не станешь, потому что в этот момент мысли заняты другим. Планами, дорогой, повторением учебного материала или списка покупок. Чем угодно. А может быть, ты загляделся на прыжки воробьёв в луже - но это тоже не будет развёрнутым описанием, скорее всего. Это будет описание ощущений. И слишком много перемешано в восприятии человека, когда человек воспринимает от первого лица. Когда говорит "Я".
Даже эти мои воспоминания о походе в больницу, о кафешке, о моих мыслях в этой кафешке. Достаточно хаотичны, но они не были так уж ясны и тогда, хотя ядро этой записи я заложил как раз слизывая с ложки мороженого ванильные капли. Тогда я задумал этот пост. И сейчас я могу вспомнить, в чём была модель. А расскажу это через неделю. Или вовсе не расскажу. Я могу подумать об этом походя. Мыслей всегда много. POV частично их систематизирует - но всё-таки он нужен для того, чтобы сохранить или воссоздать образ мышления человека. Если только текст не стилизован под воспоминание/является таковым - здесь действуют несколько иные законы, хотя в хороших воспоминаниях, на мой взгляд, чем больше элемента личностного преломления - тем лучше. Поскольку подробное описание замка, площади, человека и моды можно найти в энциклопедиях, но в личностной призме это может заиграть живым - если пишущий вспомнит то впечатление, которое на него оказали человек, место, костюм. Экстравагантный, суровый, мрачный, огромный, нервный, искристый - от простых прилагательных до сложных метафор... Много есть средств.
Но POV не стоит служить для объективизации пространства текста. Это не тот путь. Это, можно сказать, неправильное использование инструмента. Для объективизации служит третье лицо. Для создания причастности - второе. Для реконструкции мышления - первое.
Поэтому, если нужно показать нечто целостное, чёткое и объективное - даже мысли персонажа и его поведение, ведь они нуждаются в систематизации и объективизации - то используется третье лицо, пусть и "центрированное на персонаже". Хотя и здесь объективизация не может быть такой, как у "стоящего над текстом" автора, который только может и знать, что ощущают персонажи точно - и назвать это, тогда как они сами не отдают себе в этом отчёта и просто живут или мыслят в данном пространстве и времени. Как и любой человек на каком-либо отрезке его существования.
О POV из старой записи
Запись действительно старая и длинная, но это рассуждение я решил оттуда вынести, поскольку оно и сейчас кажется достаточно интересным, хотя, наверняка, не бесспорным.
многобукв
многобукв