...и некоторым образом о политике.
С одной стороны, история разворачивается в свете образовательных реформ, что несомненно политика, а с другой - политика ведь, так или иначе, касается борьбы за власть. Что же, борьба за власть налицо. Сказал бы: на лице, да вот незадача - особу, о которой идет речь, мне видеть не доводилось. Последний раз на работе у своей матери я бывал, еще учась в школе.
В общем, началось всё с того, что на естественно-географическом факультете КузГПА (учебного заведения, где уже десять лет преподает моя мать, кандидат наук и доцент) появился новый декан. Точнее, появился он - она - уже больше года, как; но до этого сия не слишком достойная женщина совмещала работу в высшей школе с должностью завуча в школе обычной. На этом моменте многое уже должно стать ясно: какие интриги порой разворачиваются в руководстве школы, а заодно и повыше - я наслышан еще от отца, которому данные разборки доставили немало неприятных минут. И вот, когда мадам декана решили этой осенью "попросить" из школы - по причинам, о которых ниже, - она ничтоже сумняшеся решила перенести знакомые методы "работы" на взаимоотношения в преподавательской среде.
И развернулась тихая, но оттого не менее напряженная война мышей и лягушек... то есть, географов с биологами в рамках отдельно взятого факультета.
читать дальшеПочему дама решила поддержать именно биологов - тайна, покрытая мраком. Видимо, дело в том, что предыдущий декан была таки "географом", да и вообще географы представляют собой довольно сплоченный и дружелюбный коллектив - весь десяток с лишним лет у матери ни с кем не случалось конфликтов. (Кстати, надо сказать, что мадам декан пробовала подкатить к моей матери, когда та курировала практикантов в ее школе - но ничего не вышло, и с того времени она мою мать демонстративно игнорирует; даром, что это отдельный кульбит - игнорировать собственного зама по научной работе). Но в общем-то среди руководства факультета теперь из "географов" осталась одна лишь мать - все остальные места, даже место девочки-секретаря, оккупировано "биологами".
У мадам декана среди "биологов" есть и фаворит как у всякого уважающего себя самодура. Некто Иванов, который преподает педагогическую методику. То есть, считается, что преподает: на самом деле во время лекций он с толком и расстановкой рассказывает студентам о своей личной жизни: тяготах, проблемах, четырех женах и неустановленном количестве детей от них всех. Как при таком раскладе студенты умудряются сдавать хоть что-либо и не на одни тройки - тоже любопытно. Гражданин вообще склонен к пространным рассуждениям и впадению в маразм по любому поводу - однако, отягощен связями. Например, получил недавно медаль от губернатора за написание книги о геральдике Кемеровской области (да, вместо прямых служебных обязанностей) и мутный грант на некие неустановленные исследовательские цели. (Зависть(ТМ) и тихое презрение от матери и всех нормальных людей, ухитряющихся в нашей стране до сих пор делать науку, прилагаются).
Текущий скандал начался с дипломной работы одной из заочниц, которую вышеупомянутый Иванов не допустил к защите по праву рецензента.
Своей рукой он начертал на титульном листе (sic!): "В работе прослеживается присутствие глобальной сети "Интернет" ", и, сияя, притащил в деканат. Деканша возрадовалась. Наконец нашелся повод для того, чтобы прищемить хвост "географам" - обвинить в поощрении плагиата.
Было устроено собрание, на собрании - голосование... но в общем и целом, в итоге приверженцы разума добились проверки на специальном программном обеспечении (которое, тащем-та, есть во всяком нормальном вузе, и в Томске нам про него рассказывали подробно и обстоятельно). Программа показала, что у девушки в работе 54% заимствований. Максимум возможного - 75%.
Кислое лицо декана как бы намекало, что на этом дело не кончится.
Наступил день защиты диплома. Девушка - на минуточку, глубоко беременная, - держалась на удивление хорошо. Декан же в начале зачитала с выражением правила, касающиеся защиты, особо выделив голосом параграфы о плагиате. Затем прикопалась к методической части работы (хотя казалось бы, за это должен отвечать ее любимчик, но пафос же). Затем воспользовалась своим правом выставить две оценки вместо одной. Мать и ее коллега с трудом смогли что-то противопоставить этому моральному давлению - даром, что мадам декан любит переходить на крик и непарламентские выражения при первом удобном случае.
Второй акт марлезонского балета состоялся на следующий день. Случайно отобрав еще три работы, декан объявила, что отправит их на независимую экспертизу - чтобы разобрать, кто из научруков покрывает студентов-плагиатчиков. Далее должно, по-видимому, следовать наказание невиновных и награждение непричастных. Параллельно начинается кампания за увольнение того самого разумного коллеги: якобы за несоответствие служебным обязанностям и отсутствие на рабочем месте в нужное время. Параллельно начинается цирк с педпрактикой - вместо школ, с которыми уже заключены соответствующие договора, она разрешает студентам выбирать хоть свои родные гребеня, с которыми нет никаких договоренностей (а всё требует времени и согласований в инстанциях), да и вопрос, как туда будут ездить кураторы, остается открыт - сутки в разъездах проводить не может никто. (Элементы "военной стратегии", в принципе, отсюда ясны).
Географы решили обратиться с петицией к ректору.
И вот здесь вступает политика общероссийская. Потому что КузГПА с весны следующего года сливают с центральным областным вузом - КемГУ, от которого в Новокузнецке наличествует филиал. Как будет технически проходить данное слияние - темна вода; однако ректор уже готовится отрешиться от мира, а посему мирская суета волнует сего почтенного пенсионера с каждым днем всё меньше. (Все понимают, что возглавлять химерное новообразование будут "кемеровские" - и хорошо, если местных преподавателей не постигнет масштабное сокращение). Впрочем, попробовать надо.
Хотя в случае неудачи - если ректор, не разбираясь, решит встать на сторону законного руководства факультетом и не подпишет дипломы, спрятав петицию "под сукно" - матери и коллегам весной может прийтись еще более несладко. Зарплата-то зависит от учебных часов и разных ништяков, вроде последствий публикаций в журналах и исследовательской деятельности, а здесь простор для манипуляций детектед. Интересно, успела ли мать пожалеть, что некогда не написала докторскую - докторов наук в наших провинциях меньше, чем простых кандидатов.
Здесь надо сказать, что биофак в КемГУ имеется - а геологии и географии на нем только кафедра. Не стану делать необоснованных предположений, однако же здесь тоже могла порыться собака.
Буквально в субботу весть о намерении "географов" идти к ректору откуда-то просочилась к деканше. Теперь она требует "расширенного заседания совета факультета" в присутствии ректора, где намерена выдвинуть встречные обвинения. В общем, ураган событий раскручивается, а группа заочников, уже заказавших себе помещение, дабы отметить полученные дипломы, пребывает в недоумении и в заложниках ситуации. Ждем вторника.
Признаться, за мать я переживаю. Да и ее коллег встречать доводилось - достойные женщины, хотя, конечно, консервативные по политико-социальному настрою. Но всё-таки более или менее нормальные ученые. В отличие от деканши и ее фаворита - которые, глядишь, и награду какую-нибудь планируют отхватить за проведенную "чистку рядов" - если высокое начальство не станет особенно вникать в суть. Главное ведь - кричать погромче.
Кстати, из "близких к ректору источников" мать и коллеги получили информацию, что на деканшу из ее родной школы пришел донос. Где причинами ее почти состоявшегося увольнения впрямую называются неумение держать себя в руках и любовь к разборкам на рабочем месте. Но последствий у данной личностной характеристики, ввиду помянутого стремления ректора удалиться в высшие сферы, скорее всего, не будет. Нет особых причин, по которым я это рассказал. Просто одна из жизненных историй. Наверное, сарказма здесь не столько, как в кратком скайп-изложении, но я старался.