Ночь - всё-таки, более благоприятное для меня время, чем день. Иначе как объяснить, что именно в это время суток я предпочитаю бодрствовать, а отсыпаться днём? Больничный к этому, тем более, располагает.
Сегодня ночью я тоже, разумеется, не спал. Я не спал - и смотрел, в не-помню-уже-который раз, "Освобождение".
читать дальшеПравда, впервые я смотрел этот фильм на ноутбуке, и впервые - находясь на новом месте, но это в данном контексте не так существенно. Фильм от этого ничего не теряет. Поскольку занимает заслуженное место в категории тех, которые можно пересматривать бесконечно. Мне это в течение уже почти шести лет так и не надоело. Несмотря на то, что сюжет я помню если ещё не наизусть - то уже очень к тому близко, а сам этот сюжет уже не раз помогал мне отвечать на вопросы в соответствующем разделе олимпиад по истории.
И мне, если честно, до определённой степени параллельна соответственность "подлинной истории", которую разбирают и с воем рвут на части современные представители противоборствующих идеологий. Потому что в этом фильме есть то настоящее, ради чего вообще стоит смотреть - есть люди. И есть, разумеется, политика и "её продолжение иными средствами" - потому что в глобальном контексте фильм как раз о том. И в нём сливается история отдельных людей с хитросплетениями войны и политики, как это бывает и в реальности. Как это на самом деле происходит. В тех, старых, фильмах умели показать людей - пусть отдельными штрихами, интонацией, жестом, взглядом. Но - показать. Чтобы они, даже отличающиеся наверняка от прототипов, не были картонками с надписью "Враг" или "Друг". В современных фильмах я этого не нахожу. Я вижу исполнителей в одежде другой эпохи и в её декорациях, но я не вижу людей. И самой эпохи тоже не вижу. И не кажется мне приемлемым правило "что естественно, то не безобразно" - тем более, для такой тематики. Экспрессию и злость можно показать и без трёхэтажного мата - но это надо уметь. Можно показать ужас и внезапность смерти без расчленёнки крупным планом - но надо и это уметь. Надо уметь достигать того уровня, когда реальность не равна тождеству с натуральным. Хотя, может быть, и действительно ему тождественна - разные люди приведут разные примеры. Хотя не суть...
И вот, я лежал в самую тёмную часть ночи и пересматривал "Освобождение". Слушал иностранную речь, почему-то в этот раз чуть больше концентрируясь на ней - не иначе, обучение в МГИМО сказалось. Смотрел, замечая детали и сжимая кулаки в наиболее напряжённые моменты, о которых уже знаю заранее. Я посмотрел две части из пяти. И поймал себя на мысли, что в пятой части опять, несмотря ни на что, буду, вспоминая глупый рассказ К.Булычёва, прикусив губу ждать, что Цветаев всё-таки выплывет и не погибнет - так, спасая людей вражеской страны из затопленного метро... Всё-таки закон "не жалеть погибших персонажей, ибо так надо" даже в моём случае имеет свои исключения. Но ведь это - не фандом.
Вот и у меня начало появляться что-то историко-политическое. Впрочем, не в первый раз - а оно и неизбежно. Так что тэг "политика" вместо "история" оправдан - пока история не перестанет быть инструментом политики.
читать дальшеА сейчас - день. Сейчас день, и я ненадолго отвлёкся от работы, чтобы об этом что-нибудь написать. Сейчас день... Конспекты, политтеория, математика - она уже ближе к ночи. План курсовой - как же без него. И сравнительная политология, потому что зачёт по профильному предмету уже на носу. День, обычные бытовые дела... Вот за что я всё-таки люблю ночь.
А скоро вам, уважаемые ПЧ, придётся желать мне удачи и выдержки - чтобы в следующем полугодии я продолжил учиться в этом славном заведении, тренирующем умение выживать и прятать свои убеждения - но оттачивающем инструмент логики и факта.
Ночь и день. День и ночь.