воскресенье, 27 июня 2010
Здесь я мимоходом начал рассказывать о фильме. Я его досмотрел...и им меня частично переехало. Увлечение историей Англии в более ранний период, знакомство с сюжетом, который я знал по книгам, и удивительная живость фильма при вхарактерности персонажей сделали своё дело.
Фильм "Беккет" - как нетрудно догадаться, речь в нем идёт о жизни
Томаса Беккета и его непростых отношениях с королём Англии Генрихом II.
читать дальшеФильм я смотрел не с начала - о чем теперь сожалею, я бы не отказался посмотреть, как там показана юность обоих, всё-таки редкие скупые факты не заменят их интерпретации. Тем более, что создатели фильма приняли как рабочую версию давнюю дружбу между героями - недаром Томас зовёт Генриха "мой принц", а тот обращается к нему на "ты".
Всё очень красиво. Антураж соответствует эпохе - всё-таки раньше снимать фильмы умели, тем более что фильм всё-таки британский, несмотря на американское сотрудничество. И персонажи - вплоть до спутника Беккета, простого монаха Джона - не представляют собой гибрид картона и пластилина.
Отдельно скажу, что мне понравился французский король в этом фильме, Людовик VII. Политик с холодной головой, мастер игры и интриги - особенно заметно это на фоне горячего, несдержанного и в действиях, и на язык Генриха. Французским королем можно восхищаться, что я и делал всё то недолгое время, что он был на экране. Отточенные жесты, умение поставить себя с собеседником чётко определённым образом - в зависимости и от настроения короля, и от личности собеседника. Видя, что Беккет не собирается становиться изменником родины, быстро идёт на попятный - "что вы, зачем было об этом говорить?... И так ясно..." - с легкой светской улыбкой.
И семейство Генриха Английского - царственная мать, укоряющая сына за недостаточное мужество и философски сносящая его "вспышки"; королева Алиенора, капризная интриганка ("В мыслях уже видите себя регентшей?..."); долбодятлы-сыновья, особенно старший, смотрящий на отца со смесью затравленности, зависти и ненависти. Недаром Генрих приказал в старости изобразить себя в виде орла, которого терзают три орлёнка. Хотя и сам он, по свидетельству историков, детей не любил.
Но самое главное - это линия Генрих-Томас, серьёзная драматическая линия. Его друг, его правая рука, с которым всегда можно было поговорить и которому доверял - изменил его интересам. Столкновение двух парадигм - государственной в стиле "государство - это я" и идейной "есть власть высшая и перед ней мы отвечаем". На тот момент - двенадцатый век - вторая парадигма, естественно, выражалась в религии. Беккет, как человек честный и принципиальный, принял те правила, которые диктовала ему система, куда он пришёл и пост, который он в этой системе занял - по крайней мере, в его системе представлений всё это налагало на него ответственность перед совестью. Генриху же, разумеется, на совесть было плевать - тем более, что на Беккета с надеждой и радостью смотрело саксонское большинство, едва покорявшееся норманнской верхушке правителей. Плюс ко всему - явные романтические сильные чувства Генриха к его другу, о которых он повторяет не один раз на протяжении фильма в драматических для себя ситуациях.
Показателен их диалог на французском побережье, где они встречаются через семь лет беккетовского изгнания. Там много интресных деталей, но касательно чувств и прочего...
"-Ты никогда меня не любил.
- Если мне было дано кого-то в этой жизни любить... это были вы, мой принц.
- Но потом ты полюбил Бога. (то ли вопрос, то ли утверждение)
- Да, я полюбил Бога и славу его." - спокойно признает Беккет, расписываясь на своем приговоре. Король не простил более даже не предательства государственных интересов, хотя государство воспринимал для тех времен логично как свое продолжение, а предательства собственных чувств, о чем говорит и мать короля, насмехаясь над ним на пиру - "Если бы тебя оставила женщина, ты вёл бы себя точно так же!" Чего король и не отрицает - зато вполне закономерно приходит в ярость и вскоре выгоняет семейство, и во время этого пира видно, как его чувства к Беккету колеблются от бессильной, стремящейся уязвить ненависти до отчаянной злой любви. Не очень-то приятный букетик, надо сказать. А что делать. При таком характере, как у этого короля, любое чувство станет чрезмерным.
И - "каждый из нас должен идти до конца". И Беккет, знающий, что вскоре умрёт, и тем не менее не дрогнувший, оставаясь достойным и невозмутимым и во время службы, прерванной четырьмя рыцарями-убийцами, и в момент смерти. И король, усмехнувшийся окружению после покаянного бичевания с приземлёнными объяснениями, и только позже позволивший себе проявить истинные чувства, оставшись на минуту один у надгробия бывшего друга/любимого. Собственно, сказать нечего. Просто такие были времена, такие люди...
Но моск ещё не до конца успокоился.Стихотворение номер 1. От лица Генриха, во время "пира", после возвращения Беккета в Англию.***
Эх, окунуться в буйство бы безудержного пьянства -
Да память чёртова забыться не даёт!
Не думать - привилегия норманнского дворянства...
Но он ведь научил меня, и вот.
Вокруг - мои соратники, вернейшие из верных -
К собакам выгнал и жену, и мать.
На волос - даже менее - от подозрений скверных,
И нечем их - да-да - с себя смывать.
Готов был волком броситься на каждого, кто смел бы
О Томасе наветы разводить...
Да человечья преданность - нестоящая стерва,
Он Бога смел сильнее полюбить!
Как щемит сердце, чтоб его - от вин ли, от потери...
И ничего на свете не вернуть.
Вокруг меня и около мерещатся мне звери -
Один имел он человечью суть!...
Вот, поднимают рыцари - я пьян уже по горло -
"Я, сволочь, до сих пор тебя люблю!"
Простил бы прегрешение - и вплоть до самых спорных -
Но он посмел перечить королю!
И ненависть клокочущей волной всё поднимается -
Сильнее, чем все чувства до того...
"Неужто из всех олухов, что праздно здесь шатается,
Мужчины нет - избавить от него?!"
Приказ мой будет выполнен, когда я протрезвею -
Да только вот и сам тому не рад...
Своей любовью смерть ту искупить я не сумею -
Он свят в раю, а я отправлюсь в ад...Стихотворение номер 2. У надгробия
У надгробия.
Сохранять достоинство, в лицо смеяться -
И в лице при этом вовсе не меняться.
Надо быть таким. Я во всем уверен.
Я остался прежним. Себе вновь верен.
И толпу мне запросто успокоить -
Лишь его в святые теперь пристроить.
Рим его признал, и толпа ликует -
Ни один, поклялся бы, не тоскует.
Улыбаются убийцы - они не знают,
Вскоре наказанье их ожидает.
Нужно перед миром мне оправдаться -
Не хотел убийства - могу поклясться.
Только у надгробия - на мгновенье -
Нет мне оправданий и нет сомненья.
"Ты доволен, Томас? Вот справедливость..."
Мертвому никчемна такая милость.
Мы своим путём до конца ходили -
Я на троне прочно, а ты в могиле.
Своего добился такой ценой...
Друг мой непрощённый. Любимый мой.
@темы:
копания глубоко,
зохавает мозг,
стихи,
просмот/досмот,
политика
читать дальше
Видимо, этим меня сюжет и зацепил - своей подлинностью. Тем, что так могло быть.
Когда я применительно к этим героям говорю о любви - я не подразумеваю здесь того сексуального оттенка, какой бы подразумевали "профессиональные слэшеры", оговорюсь сразу. Поскольку досмотрев фильм до конца, отнёсся к сюжету уже серьёзно.
Если найду его в сети - то запишу и пришлю, разумеется. Так-то его показывали по телевидению - и мне повезло, что я как раз в это время проходил мимо матери. А советовали не зря.
Ещё подумалось, что показана драма человека, пытающегося действовать по совести там, где совершенно другие законы - в политико-интриганских сферах. Причем и Церковь тоже туда же относится - в фильме показаны Папа и кардиналы, которым этот Беккет со своими идеалами нах не сдался.
Стихотворение красивое... Действительно, перекличка есть. Особенно в последних строках.
Кстати, хорошая "рецензия" на фильм - именно тем, что описывается такая "возлюбленная дружба" и о чем-либо нецеломудренном даже в голову не приходит подумать. Или это я такая "неиспорченная"?
В "ОЭ" этическое измерение из многомерного становится постепенно одномерным и "застывает" - или мне так только кажется. А так вообще - подобные философские проблемы, когда над ними думаешь, могут влиять и на собственную жизнь, заставляя примерять ситуацию на себя, задавать вопрос - а как бы поступил я в этих реалиях, доступны ли они моему пониманию?...
описывается такая "возлюбленная дружба" и о чем-либо нецеломудренном даже в голову не приходит подумать. Или это я такая "неиспорченная"?
"Испорченность" такого рода - к сожалению, одна из примет времени. Тенденция опошлять всё, сводя исключительно к сексуальным проявлениям всю прочую жизнь - даже отношения в браке сводятся к "проблеме 'а я не дала!' ", pardonnez-moi за такую фразу.
Лично я, каюсь, всё-таки подумал о "нецеломудренном" - на пару секунд, посмотрев тот эпизод, о котором идёт речь в самом первом посте. Но стоило копнуть чуть глубже и осознать - всё встало на свои места.
I.
На январских стеклах рисую инеем
Отражения формул и крыши школ,
И уходит в вечность мое: "Прости меня...",
Чтобы встретить насмешливое: "За что?"
А дороги неба от дыма серые,
Расплавляют усталость, как дым свечей -
Впереди - скитанья и горы Севера.
Я туда добреду - и пойму, зачем.
II.
Усталость. Книги - Жан Кокто,
Виктор Гюго, Булгаков... чуда
Взыскует дух.
Холодный дым
Струится в небе над мостом.
На Патриаршие пруды
Приду я - странник ниоткуда.
Там постою, уйду потом...
... Я обещаю вам сады.
III.
Да. В каждом блике видеть Знак,
Знать, что земное - слишком пресно,
Провидеть Истинную Речь...
А даже если все не так
И мне не суждено воскреснуть -
То что, тем более, беречь.
IV.
Ветер уносит листья,
Слово - пустая руна.
Лед зазвенел.
Январь 2008 г.
а те самые последние строки - перекличка с более ранним моим триптихом, коий и к этому "сюжету в голове" отношения не имеет.
Что же, ясно... И благодарю уже за триптих - у меня как раз настроение сейчас "стиховосприимчивое", если так можно выразиться.
В "ОЭ" этическое измерение из многомерного становится постепенно одномерным и "застывает" - или мне так только кажется. - а почему так кажется - или что ты имеешь в виду?
А так вообще - подобные философские проблемы, когда над ними думаешь, могут влиять и на собственную жизнь - могут, конечно. И должны бы. А с чем еще соразмерять эту собственную жизнь и чем ее еще измерять?
Лично я, каюсь, всё-таки подумал о "нецеломудренном" - на пару секунд, посмотрев тот эпизод, о котором идёт речь в самом первом посте. Но стоило копнуть чуть глубже и осознать - всё встало на свои места. - о, собственно, любить можно очень по-разному. В "Легенде о Сунилли" Бригиты О'Брайн очень хорошо сформулирована одна линия отношений "шад любил его как брата, а он его - как свою душу". Тоже - любовь-дружба-соратничество. Равно как...
... о, подумалась веселая мысль: интересно, скоро тема инцеста станет столь же популярной, как тема гомоэротики?
читать дальше
Видимо, этим и зацепил твой пересказ
а почему так кажется - или что ты имеешь в виду?
Возможно, конечно, на меня так повлияла атмосфера оф-форума и ему сочувствующих - но создаётся ощущение, что автор против размышления над конфликтами и решения их в ином ключе, чем автором-заданный. Это как-то чувствуется - как и склонность давать на вопросы однозначные ответы в стиле "кто прав, кто лев, кого сразу к стенке". А ежели кто не разделяет восхищения брутальным Лионелем - что же, он не понял идею...
А с чем еще соразмерять эту собственную жизнь и чем ее еще измерять?
Должна ещё появиться склонность соразмерять. Склонность задавать себе вопросы и искать пути их решения. Этому тоже надо учиться, но не все хотят. И куда легче брать пример с Васи из соседнего подъезда, чем вникать в тонкости мыслей исторических личностей и литературных героев.
о, собственно, любить можно очень по-разному.
Это я как раз отлично понимаю - очень многогранно это чувство, жаль, что некоторым приходится объяснять. Собственно, это причина, почему меня сквикают в фиках про Рудольфа словечки типа "дорогая" и прочие мелкие нежности - господа, если вы не умеете передать вид отношений, не стоит загонять его в рамки "семья молодая российская, одна штука".
... о, подумалась веселая мысль: интересно, скоро тема инцеста станет столь же популярной, как тема гомоэротики?
Ты отстала от жизни.
Что характерно - при попытке примерить тему инцеста на них самих, авторы в большинстве своем негодуют.
девы, столь любящие слэш, не торопятся практиковать его на уровне образа жизни, дабы, так сказать, постигнуть вопрос на собственном опыте и прикалываться на него не только теоретически.
В смысле - на уровне образа жизни? Если ты имеешь в виду смену ориентации - так при интересе не к противоположному, а к своему полу они бы слэш не писали.
подобный архетип меня преследует на всем моем жизненном пути.
Любопытно... Я вот подумал - наверное, почти у каждого найдётся какой-то "знаковый образ", который следует с человеком по жизни, оставаясь в тени - и может либо проявляться в ком-то встреченном, либо так и существовать непроявленным...
создаётся ощущение, что автор против размышления над конфликтами и решения их в ином ключе, чем автором-заданный. - э, мы немного о разных вещах: есть фэндом и "политика фэндома", а есть мнение и восприятие/прочтение читателя, к фэндому не относящегося. Книга все-таки существует несколько отдельно от тусовки, в целом.
И куда легче брать пример с Васи из соседнего подъезда, чем вникать в тонкости мыслей исторических личностей и литературных героев. - кому какой уровень и какое информационное качество жизни потребно, как обычно
Я имею в виду горизонтальный инцест - вертикальный до сих пор многие считают мерзким. - я как раз о "вертикальном" (если я правильно поняла термин и под этим имеются в виду "нецеломудренные" отношения родителей и детей).
В смысле - на уровне образа жизни? Если ты имеешь в виду смену ориентации - так при интересе не к противоположному, а к своему полу они бы слэш не писали.
Любопытно... Я вот подумал - наверное, почти у каждого найдётся какой-то "знаковый образ", который следует с человеком по жизни, оставаясь в тени - я бы предположила, что даже не один. Что это "базовые ролевые архетипы", и по соответствию или несоответствию оным людей, коим мы придаем статус друзей, возлюбленных и т.д., в общем, все отношения, кои мы выбираем добровольно, а не "богоданно", - в общем, мы измеряем все эти отношения и людей, с коими мы вступаем в оные, по соответствию или несоответствию оным архетипам, сходству или несходству с ними.
Книга все-таки существует несколько отдельно от тусовки, в целом.
Это, разумеется, так. К сожалению, просто дистанцироваться не всегда получается - что сказывается на восприятии на подсознательном уровне. И всё же - в последних книгах больше "брутальности", я бы сказал, чем философской и мирообразующей проблематики.
кому какой уровень и какое информационное качество жизни потребно, как обычно
Конечно, это - свободный выбор каждого индивидуума. "По земле гуляет ветер, каждый ловит свой кайф". Но обидно, всё же, когда человек, потенциально умеющий мыслить, сопоставлять, действовать насыщенно, не развивает то, что заложено в нем - или просто не знает, что возможно это развитие.
я как раз о "вертикальном" (если я правильно поняла термин и под этим имеются в виду "нецеломудренные" отношения родителей и детей).
Вертикальный (да, термин понят совершенно верно) имеет некоторую популярность только в ГП-фандоме (как малфойцест), и то считается достаточно маргинальным направлением, насколько я знаю. Видимо, всё-таки некоторые ограничения в обществе ещё сохранились...имею в виду - в цивилизованной его части, которая ещё способна на хоть какое-то творчество.;J А почему ты вдруг о таком виде инцеста вспомнила?
При интересе к противоположному полу его стоит проявлять, интерес этот, несколько другими способами, ИМХО
Если реакции здоровые - то разумеется.
"базовые ролевые архетипы"
мы измеряем все эти отношения и людей, с коими мы вступаем в оные, по соответствию или несоответствию оным архетипам, сходству или несходству с ними.
Что-то в этом есть. По крайней мере, в такой концепции становится понятней та "система", куда я невольно "вписываю" близких мне людей, создавая некие "переклички"... И, видимо, из этого следует, что если образ не будет завершен на неком конкретном человеке, то продолжит своё движение далее... пока не найдётся более подходящий.
И всё же - в последних книгах больше "брутальности", я бы сказал, чем философской и мирообразующей проблематики. - собственно, подобные коллизии раскрываются и через разные "брутальности", как наиболее энергетичные и наиболее энергозатратные события и деяния.
А почему ты вдруг о таком виде инцеста вспомнила? - в контексте "медитаций на тенденции в фэндоме". Интересно, сколько еще видов человеческой сопричастности друг другу можно повыворачивать под определенным углом, искренне полагая это нормальным.
И, видимо, из этого следует, что если образ не будет завершен на неком конкретном человеке, то продолжит своё движение далее... пока не найдётся более подходящий. - в общем, да. Отсюда и многие "разочарования в друзьях/любимых/etc", ИМХО.
Но сейчас они приобретают характер "уважаемого творчества" и чего-то почетного.
Что же до стихотворений, то в них чувствуется некая ... незалакированность, что ли. Отсюда ощущение неподдельной искренности, боли и такого... как будто слышны чужие неупорядоченные взбаламученные мысли.
подобные коллизии раскрываются и через разные "брутальности", как наиболее энергетичные и наиболее энергозатратные события и деяния.
Может, и так - в том смысле, что мир стоит на пороге потрясений, и сила - в разных своих проявлениях, тем более в "крайних" - приобретает большее значение. С другой стороны, у меня просто вызывает смутное чувство неприятия парадигма главных героев повествования, за исключением, пожалуй, Робера - идея долга, ответственности за дело, жизни-вопреки вместе со всеми сопутствующими "загонами"...
нтересно, сколько еще видов человеческой сопричастности друг другу можно повыворачивать под определенным углом, искренне полагая это нормальным.
О, очень много, я полагаю. Как было в той пародии -
"С другом, братом, врагом и сыном,
В поле, в парке и на параде -
Так, что вешалась медицина
И стонала реальность: хватит!"
Вульгарный "фрейдизм" в действии.
Отсюда и многие "разочарования в друзьях/любимых/etc", ИМХО.
Вполне согласен.
Ника Люпин
Пошлые шутки вообще существовали всегда. Речь о придании им статуса системы мышления.
Отсюда ощущение неподдельной искренности, боли и такого... как будто слышны чужие неупорядоченные взбаламученные мысли.
Спасибо.) Я именно это и старался передать - поток сознания вообще трудная достаточно штука.
Стихи хорошие) Фильм, впрочем, тоже неплохой, хоть и слишком театральный, как мне показалось. Но это и неудивительно) Собственно, даже интересно стало, как там было на самом деле, Ануй-то, ясен перец, нафантазировать мог все что угодно касательно отношений, соблюдая достоверность в исторической канве.
Спасибо за мнение о стихах)
Любой фильм такого рода - это только фантазия на историческую тему, само собой. Мы-то не можем знать, как там всё в тонкостях было на самом деле - я это и подчёркивал, что рассматриваю коллизию в рамках фильма))
Ну, было бы странно говорить в этом смысле о чем-то большем, чем драматическая (даже слегка мело-) основа сюжета)) Хотя она и делает фильм, ИМХО
Пока не изобрели машину времени - разумеется)) Это такие времена, по которым свидетелей уже не осталось.;J
Хотя она и делает фильм, ИМХО
О чем и речь. Отношения такие отношения.
Не доживем)))
Отношения такие отношения.
Ога)) Без них скучно. Так что скажем спасибо месье Аную за фантазию)) Ну, и актерам за игру.
Это у меня юмор такой...
Не доживем)))
Ну так тем более.))
Без них скучно. Так что скажем спасибо месье Аную за фантазию)) Ну, и актерам за игру.
Именно, именно.
Ника Люпин
Нормальный у тебя юмор, вполне.
С другой стороны, у меня просто вызывает смутное чувство неприятия парадигма главных героев повествования, за исключением, пожалуй,
Робера - идея долга, ответственности за дело, жизни-вопреки вместе со всеми сопутствующими "загонами"... - а что в ней вызывает неприятие, если "по пунктам"?
Меня вот, честно скажу, раздражает Робер изрядно. Как человек, уже три года (с начала повествования по последний том) сначала рефлексировавший на тему "а тому ли я дала", но продолжавший "давать", пока конь не сделал то, что должен был бы сделать человек, осознавший уже "историческую миссию" этого "перца", а потом продолжавший "жевать сопли" и наслаждаться "синдромом хронической переусталости" на ниве разбазаривания энергии впустую.
спасибо за замечательные, пронзительные стихи и за мнение о фильме
serafima999
Приятно слышать, тем не менее.