Выменял совесть на инженерный калькулятор во втором классе начальной школы(С)
Мне больше всего из мной виденных импонирует эссенская версия мюзикла - собственно, по ней и делаю наблюдения.

И то, как показана в эссенской версии история Рудольфа - нравится, поскольку здесь он показан вполне самостоятельной фигурой, которой просто... чего-то не хватило. Так бывает. Не хватило, вероятнее всего, того количества внутренней силы и упрямства, которых в достатке у его матери, Элизабет. Но тем не менее, он действует, хотя и слаб, он пытается даже танцевать со Смертью на равных - что получалось только у его матери и закономерно только наполовину удается ему, но таки пытается. И политическая линия в короткой истории кронпринца намечена лучше, и начинает развиваться раньше, чем Рудольф второй раз встречает Смертя - то есть не Смерть толкнул его на противостояние отцу и слепоте "старого мира", а вполне себе сам Рудольф это выбрал.
Кстати, вот любопытный момент - в сцене "Веселый апокалипсис" рассказывается о видении Элизабет во время родов:
"Она видела красные флаги,
Массы людей на Балхаусплатц,
Они грозили поднятыми кулаками.
Она видела баррикады
И на них собственного сына –
В качестве вождя революции!"

Если рассматривать - как я делаю обычно - сюжет мюзикла не как только любовную драму, а как историю о судьбе личности и судьбе мира, отражающихся и переплетающихся, то здесь - в линии взаимодействия Элизабет с сыном - прослеживается еще более явственный элемент все того же ее противостояния собственному... предназначению или чему-то подобному. Она постоянно борется, уже потеряв смысл этой борьбы - потерю смысла во всей красе мы и наблюдаем во втором акте, который представляет собой падение, тогда как первый был восхождением, в том числе восхождением "вопреки". Служение самой идее свободы ото всех и всего вообще, существующего и несуществующего... Но, впрочем, я сейчас не об Элизабет.

Рудольф похож на нее, действительно является ее зеркалом в какой-то мере, как в мюзикле и поется. И желает взять на себя ту самую роль, продолжить изменения в мире, которые что так, что так, должны совершиться, конечно, вопрос только - каким путем и через какое место что.
Собственно, поэтому и привлекает Смертя.
Что до Смертя самого - он по сути с Рудольфом играет, конечно. Смотрит на то, сможет ли тот подойти в качестве... партнера для танца (полагаю, упрямство Элизабет в том, что она делает с собой и, косвенно, с миром, способно достать даже нечеловеческую сущность на каком-то этапе, тем более - посланную в пешее эротическое нечеловеческую сущность). И при этом он, по сути, ничего не теряет и от противоположного исхода - как уже выше сказано, старому миру все равно пора. Я предназначение Смертя - "разрушение" - трактую достаточно глобально, плюс некоторые его собственные реплики в ходе бесед с Элизабет и Рудольфом намекают на то же - глобальные изменения, сопровождаемые войнами, социальным брожением и всем подобным, тоже его "сфера деятельности", в некотором роде.
Кстати, при этом, возможно, он переносит на Рудольфа и еще какие-то черты своей специфики отношений с Элизабет - но именно при условии "партнерства в танце по расшатыванию и демонтажу". Поскольку потом, в "Майерлинг-вальсе", когда Рудольф сосредоточенно гоняетя за пистолетом и выбирает уход - в этой версии он сам подносит пистолет к виску, Смерть только слегка способствует, раз уж юноша определился в данную сторону - в этой сцене Смерть целует Рудольфа отстраненно, именно что по своей обязанности, и оставляет - с легким сожалением в жесте. Не судьба, что называется.

И вот какой момент еще интересен - вообще, в мюзикле есть паралеллизм отдельных сцен и музыкальных фрагментов, как и полагается в нормальных мюзиклах (Чиора подтвердила, что это таки характеристическая черта). И разговор Рудольфа с матерью к концу своему тоже параллелится - со сценой скандала Элизабет и Софи, когда Франц-Иосиф дает жене понять, что вмешиваться в конфликт на ее стороне не намерен.
"Значит, ты бросаешь меня одну..." - "Значит, ты отказываешься от меня..."
Практически одинаковые завершающие реплики с практически одинаковой интонацией в итоге. Забавно, как Элизабет становится на место отвергающего значимого человека сама, и печально - тоже. Впрочем, изменения, произошедшие в ней, демонстрирует еще разговор с призраком отца, так что к этому моменту все должно быть ясно. Реплики одинаковые, а вот дальнейшее поведение - уже свидетельствует о наличии или отсутствии внутренних резервов. Элизабет на своем месте поет "Я принадлежу только себе" и начинает целеустремленное движение к свободе, а Рудольф погружается в отчаяние.
Итог закономерен.

Но все же, хотя данный персонаж - нервный и травмированный противоречивым воспитанием юноша - он действительно симпатичен мне больше, чем невнятное чмо из венской-2005, которого к тому же Смерть едва ли не откровенно лапает, забавляясь в процессе. Не говоря о том, что тот Смерть вообще сплошное "муа-ха-ха" местами. Версия девяносто второго года - аналогично; и даже если то, как оно поставлено в Эссене - неканон, то такой неканон в чем-то предпочтительней.

И да, я о мюзикловых образах, разумеется - художественное произведение ни разу не равноценно реально-историческим событиям как они есть.

@темы: копания глубоко, Elisabeth

Комментарии
22.04.2013 в 15:31

О. Я сегодня про Рудольфа писала примерно то же, что и Вы.
*задумчиво смотрит на дату записи*
Я предназначение Смертя - "разрушение" - трактую достаточно глобально, плюс некоторые его собственные реплики в ходе бесед с Элизабет и Рудольфом намекают на то же - глобальные изменения, сопровождаемые войнами, социальным брожением и всем подобным, тоже его "сфера деятельности", в некотором роде.
Вот, кстати, да. Смерть — это смерть вообще, смерть всего, без разделения на людей, кошек и миры. Только, имхо, ему самому ничего не надо, он просто есть (и Элизабет потому-то и исключение, что к ней Смерть приходит, а она раз за разом говорит ему "нет"). Думается мне, что обычно люди сами его зовут — молча или нет, делая что-то — но сами.
22.04.2013 в 19:21

Выменял совесть на инженерный калькулятор во втором классе начальной школы(С)
Meowdred,
*задумчиво смотрит на дату записи*
Это называется "информационное поле".;J

А кстати, вы видели клип на "Сентябрь" Лоры Бочаровой по эссенской, с небольшими вставками из "Рудольфа" и венской версии? Здесь у меня, если еще не. Я мог забыть, конечно, если уже давал ссылку.

Только, имхо, ему самому ничего не надо, он просто есть (и Элизабет потому-то и исключение, что к ней Смерть приходит, а она раз за разом говорит ему "нет"). Думается мне, что обычно люди сами его зовут — молча или нет, делая что-то — но сами.
Собственно, с одной стороны вы правы - я потому и скептически отношусь к построениям на тему "коварные интриги кавайного блондина", по крайней мере относительно немецкоязычных постановок (даже нелюбимой мной новой венской), что Смерть - это сущность, сила, а не демон, дьявол или что-то в том же духе. Однако, с другой стороны - именно в эссенской версии Смерть больше похож на архетип "Повелителя царства теней", о чем я уже писал пару раз. Что накладывает отпечаток - взаимодействия что с Рудольфом, что с Элизабет, несут на себе несколько больше отпечатка воли, по сравнению с оригинальным венским концептом. Поэтому я называю эссенскую скорее "историей о Танце", чем "историей о Роке", хотя Рок здесь присутствует по-прежнему - и даже в этом посте говорится про рок империи.
22.04.2013 в 19:57

Grey Kite aka R.L.,
А кстати, вы видели клип на "Сентябрь" Лоры Бочаровой по эссенской, с небольшими вставками из "Рудольфа" и венской версии?
Видела, ссылку давали, но до сих пор не смотрела.
Исправила.
Клип замечательный. Правда, он очень сильно бьет по чувствам, так что внятного я сказать ещё не могу.

Однако, с другой стороны - именно в эссенской версии Смерть больше похож на архетип "Повелителя царства теней", о чем я уже писал пару раз. Что накладывает отпечаток - взаимодействия что с Рудольфом, что с Элизабет, несут на себе несколько больше отпечатка воли, по сравнению с оригинальным венским концептом.
Это да. Правда, вопрос "зачем всё это?" продолжает висеть в воздухе. Разве что воспринимать более волевого Смертя как метафору извечной тяги человека к разрушению, с которой надо постоянно бороться? А так-то при любом варианте исхода событий "все там будем" ©
Ох, ещё больше вопросов, чем ответов.
22.04.2013 в 20:13

Выменял совесть на инженерный калькулятор во втором классе начальной школы(С)
Meowdred,
А кстати, неужели те файлы, которые я вам присылал - с эссенской 2002 года - оказались неисправны? Судя по тому, что вы пишете в ЖЖ и вставкам с ютуб, которые можно видеть в ваших постах.

Правда, он очень сильно бьет по чувствам, так что внятного я сказать ещё не могу.
Если вы все-таки сможете сформулировать позже - думаю, автору как минимум будет приятно услышать это. Она, правда, по мюзиклам в дневнике не пишет, но это дела не меняет.

Правда, вопрос "зачем всё это?" продолжает висеть в воздухе.
Что именно - зачем?
Взаимоотношения с Элизабет? Сам сюжет мюзикла в целом? Или?
Что касается главной героини - она сделала выбор, и она сама была носительницей разрушения. Того самого деструктивного инстинкта, о котором вы пишете. Стремления к абсолютной свободе, а свобода и небытие - суть одно.
Хотя по большому счету, возможно, и - незачем.
"Что останется от ее жизни, как от достояния времени?
Китч!"(с)
Герр Кунце очень, очень недобрый человек. Недаром говорил, что ассоциирует себя с фон Кролоком из "Бала вампиров" и с самой Элизабет.

И мне ведь еще сейчас венскую первую досматривать.


Вообще, дело в том, что лично меня не пугает смерть. Только как потеря кого-то, кто для меня близок - но не собственный конец существования, ни конец существования тех или иных вещей в мире; хотя "не пугает" и "буддистское спокойствие при восприятии" - несколько разные вещи, замечу. Поэтому, возможно, я и воспринимаю мюзикл без достаточно обычных двух крайностей - страха/трепета либо чрезмерной романтизации.

А так-то при любом варианте исхода событий "все там будем" ©
Да. Именно так.
Если помните, в произведениях романтизма герой борется с роком, но победить не может - рок сильнее. ;J Хотя здесь Смерть не есть Рок, у рока мира вообще нет визуализации как таковой. Это просто... то, что происходит.
22.04.2013 в 20:33

Grey Kite aka R.L.,
Те файлы с эссенской все исправны, но по-прежнему не хватало второй части второго акта — только начало и сразу заключительный концерт. По крайней мере, я так поняла, что то был именно концерт. В любом случае, не страшно :)
С ютуба я обычно добавляю видео как иллюстрации к постам, ну и хочется иногда поделиться каким-то одним отрывком — из моей френдленты там целиком "Элизабет" только Эрик, кажется, и видел.


Если вы все-таки сможете сформулировать позже - думаю, автору как минимум будет приятно услышать это. Она, правда, по мюзиклам в дневнике не пишет, но это дела не меняет.
Угу. Я напишу ей, как сформулируется.

Что именно - зачем?
"Зачем" — это зачем Смерти, собственно, желать разрушений и делать что-то, что ускоряло бы ход событий. Ну, Вы помните, как в в сцене с заговорщиками Смерть отдаёт бумагу Рудольфу на подпись.
С Элизабет всё более-менее понятно.

Вообще, дело в том, что лично меня не пугает смерть. Только как потеря кого-то, кто для меня близок - но не собственный конец существования, ни конец существования тех или иных вещей в мире; хотя "не пугает" и "буддистское спокойствие при восприятии" - несколько разные вещи, замечу. Поэтому, возможно, я и воспринимаю мюзикл без достаточно обычных двух крайностей - страха/трепета либо чрезмерной романтизации.
Да, кстати, возможно. Хотя я вот не то чтобы боюсь смерти — мне, скорее, жаль и тяжело смириться, если смерть эта бессмысленна и/или человек не успел сделать чего-то важного или для времени (если смотреть масштабно), или хотя бы для себя самого. Примерно так.

Про Рок — да, да и ещё раз да.
24.04.2013 в 17:18

Выменял совесть на инженерный калькулятор во втором классе начальной школы(С)
Meowdred,
Возможно, я слегка пробакланил и не прислал - напомните свою почту, отправлю.:hmm:

С ютуба я обычно добавляю видео как иллюстрации к постам, ну и хочется иногда поделиться каким-то одним отрывком
Понятно; просто я полагал, что вырезать самостоятельно - вполне возможно, даже средствами WMM, однако для этого может не находиться времени или желания.

"Зачем" — это зачем Смерти, собственно, желать разрушений и делать что-то, что ускоряло бы ход событий. Ну, Вы помните, как в в сцене с заговорщиками Смерть отдаёт бумагу Рудольфу на подпись.
Я там не вижу особого желания, вот в чем дело - в смысле, такого желания, которое из разряда "муахаха типичного злодея". "Пусть свершится то, что должно свершиться", скорее, при том, что да - люди сами готовят это и сами желают этого, а он, грубо говоря, "вытаскивает" их желания на поверхность, если они приближаются ближе, чем надо. "Я прихожу, когда я нужен"(с). Если многие люди мечтают о разрушении старых порядков, например - здесь где-то рядом появится пред-ощущение смерти государства/etc. Опять же, в первом приближении.
И то самое предназначение, от которого сущность не в состоянии избавиться - оно и составляет ее суть (извиняюсь за тавтологию). Предназначение - разрушать. Он не человек, все-таки. И воля - при ее наличии - стремится к осуществлению предназначения, хотя путь готовят люди, и еще - Рок. О котором применительно к данному мюзиклу вообще нельзя забывать. Собственно, вопрос "зачем?" теряет часть своей осмысленности в детерминистичном мире. Ох уж эта деконструкция романтизма.

Хотя я вот не то чтобы боюсь смерти — мне, скорее, жаль и тяжело смириться, если смерть эта бессмысленна и/или человек не успел сделать чего-то важного или для времени (если смотреть масштабно), или хотя бы для себя самого. Примерно так.
Вы говорите о чужой смерти, не о собственной (или кого-то, кто воспринимается "изнутри", а не "извне"). Но эта реакция вполне нормальна.
Страх - это именно страх, достаточно острая эмоция, вызывающая реакцию "бегство" (или хотя бы призывающая к данной реакции). Что в принципе логично - это весьма годный эволюционный механизм, но следует - по-моему - хотя бы отдавать себе отчет в его влиянии на психику.
25.04.2013 в 19:42

Grey Kite aka R.L.,

Возможно, я слегка пробакланил и не прислал - напомните свою почту, отправлю.
Помнится, я тогда сама обратила внимание только на недостающую первую часть. Ладно уж, не стоит той мороки. :)

Ага, про предназначение стало понятно. Спасибо.
Хотя, кажется, мы с Вами уже это обсуждали, и тогда этот момент для меня был вполне очевиден. Ну вот. Ох уж эта мешанина из обрывков мыслей, которые вначале наплывут, а потом никак не соединятся в единый лист.

Про смерть и страх смерти:
Вы говорите о чужой смерти, не о собственной (или кого-то, кто воспринимается "изнутри", а не "извне").
Да не сказать, чтобы совсем чужая (всё же в какой-то степени прожитое состояние). Другое дело, что это несколько "фоновое" восприятие. При непосредственном столкновении лицом к лицу с ситуацией, грозящей летальным исходом, я-то буду драть когти от опасности — если есть осмысленность жизни, а она пока есть. Хотя, думаю, именно это Вы и подразумевали — поправьте, если не так.
27.04.2013 в 01:42

Выменял совесть на инженерный калькулятор во втором классе начальной школы(С)
Meowdred,
Ладно уж, не стоит той мороки. :)
Мороки никакой, разве что браузер повиснет с концами. Так присылать?

Если и обсуждали - это было давно, да и в любом случае, повторить некоторые формулировки самому не мешает. Все-таки разумные разговоры о прекрасном - не вида "в каком ракурсе удобнее любоваться актерами" - они доставляют мне удовольствие.
Вас, кстати, другие мюзиклы тех же самых композитора и либреттиста интересуют?..


При непосредственном столкновении лицом к лицу с ситуацией, грозящей летальным исходом, я-то буду драть когти от опасности — если есть осмысленность жизни, а она пока есть. Хотя, думаю, именно это Вы и подразумевали — поправьте, если не так.
Когда я говорил о реакции, я не имел в виду буквальное "бегство от опасной ситуации"; скорее - избегание размышлений на соответствующую тему, соответствующих образов и ассоциаций, а в случае необходимости все же думать об этом - стремление так или иначе изменить их окраску.
Человеку, если он не находится в состоянии депрессии или тому подобном, свойственно сохранять свою жизнь хотя бы рационально; впрочем, отсутствие страха действительно нередко связано именно с ослабленным чувством самосохранения - тем самым, которое идет не от "рацио", а "вшито" в более глубинные отделы мозга.
Собственно, я вел речь именно об "избегании" - как о причине, по которой некоторые фанаты предпочитают откровенно романтический образ, а другие воспринимают образ с явственной окраской "зла", хотя явление такого рода все же не зло, а неотъемлемая часть мира, хотя может приносить боль.
27.04.2013 в 14:10

Grey Kite aka R.L.,
Подумала ещё о потенциальных плюсах качественной записи, расшариваемой на дисках. Да, давайте.
[email protected], файл VTS_02_2.vob. Ещё парные файлы .ifo-.vob не совсем понятно себя ведут: по идее, через основной, не нумерованный .ifo запускается весь образ, но тут ноль реакции. Видимо, оттого, что не хватает 02_2.

Если и обсуждали - это было давно, да и в любом случае, повторить некоторые формулировки самому не мешает.
Да я только за. Тут я просто досадую, что сначала один и тот же мотив казался понятным, а потом подойти к нему с той же стороны сразу не получилось.Видать, не до конца понимала.
Вообще, говорить о чём-то прекрасном не с позиции чувств* и не относительно пресловутого ракурса любования актерами, а именно так — вдумчиво, анализируя и последовательно — здорово. Пусть даже это и вызов — а это и правда вызов, потому что так разговаривать и так обсуждать что-либо практически не доводилось. Однако мне понравилось.
И — не знаю ли, связано прямо это или не прямо, но зависимость определённо есть — впервые за долгое время не отпускают мысли и впечатления от фандома в течение трёх месяцев уже. И то ли ещё будет.
*Хотя я люблю и ценю такую позицию— но по чувствам получается хорошо IRL, а тут внезапно почти не с кем, ибо всё-таки хоть какое-то понимание немецкого текста даже с либреттой переведенной таки нужно, а с субтитрами только последняя Вена. Так что сидим, рисуем, расшифровываем наблюдателям.

Вас, кстати, другие мюзиклы тех же самых композитора и либреттиста интересуют?..
Вот сейчас в мае сделаю последний рывок, гляну японцев и венгров, сравню ранние венские постановки наконец со сказками Андерсенна и Гримм — и пойду на рутрекер за "Ребеккой". Был у Вас недавно по ней здесь текст, который, во-первых, поразил, как всё-таки звучно эти мюзиклы в очередной раз накладываются на тему моря и фольклорно-сказочные мотивы (потому что вспомнился спецквест про Элизабет и сказку о Русалочке); во-вторых, заинтересовал персонажами.

Собственно, я вел речь именно об "избегании" - как о причине, по которой некоторые фанаты предпочитают откровенно романтический образ, а другие воспринимают образ с явственной окраской "зла", хотя явление такого рода все же не зло, а неотъемлемая часть мира, хотя может приносить боль.
Ага, вижу. Сопоставила с последним абзацем здесь, отследила.
Буду думать.