На самом деле, странность отношения Аргел Тала к Кирене лучше всего объясняется символически. Она - его Человечность; читать дальшеи это серьезнее, чем взаимодействие с гипотетической "Анимой", описываемое словосочетанием "девочка и космодесантник" (в общем-то, наводит на мысль - "девочки" так или иначе воплощают скорее "человеческое-через-женское", чем сугубо "женское", потому что космодесантник - существо мужского рода скорее грамматически, "род по умолчанию" такой общий, плюс архетипы и "так исторически сложилось"(с) - что имеет мало общего с сексуальными заморочками, на самом-то деле).
Аргел Тал не хочет терять свою человечность; он хранит память о ней так же, как хранит браслет из зубов пустынной собаки, который когда-то сделала для него сестра, как дорожит - до того, как демон разбивает их - клинками из красного железа, принадлежавшими его предшественнику на посту капитана роты. Вообще, склонность к памяти подобного рода - это "человеческое" в маркировке АДБ, хотя прочитывается не всеми; что добавляет еще более мрачные нотки в несостоявшуюся (или как посмотреть; в варпе всё-таки свои отношения со временем и вариантами вероятностей) историю Кауртала из "Подземной войны".
И воплощение, материальное воплощение, которое можно хранить, как любой памятный предмет - "Я - символ для них? - Не только для них"(с) - он находит в Кирене. Потому его так тревожит мысль о том, что она может умереть, как умирают обычные люди.
В разговорах с ней он экстернализует свою "человеческую сторону" - убеждая в том числе себя самого, вновь находя уверенность в отражении (и с некоторыми вещами не получается, само собой, разобраться так просто - некоторые вещи просто лучше не выносить вовне, потому что в отсутствие желательной реакции деваться будет уже совершенно некуда; от такого суда не сбежишь, а исповедь - не просто выслушивание, по крайней мере для него). А отказ высвободить демона и напасть - сама мысль о том, что случиться с душой Кирены в потоках варпа, - это тот же отказ потерять человечность, нежелание добровольно и с радостью принести ее в жертву; именно тот выбор, который отличает Аргел Тала от большинства одержимых - и, будем честными, от большинства его братьев по Легиону (в дальнейшем). У него, возможно, проблема с волевым действием в противовес рефлексии и чрезмерная приверженность собственной трактовке долга, но это - человечность - отдельная тема; то, за что он держится против логики и даже против необходимости. Отсюда и противоречие между тем, как он утверждает о себе прямым текстом позже: "Я слаб и никогда не был никаким другим" - и защитой данной... ценности (вплоть до высказывания в лицо Ангрону (!), что тот недостоин говорить о Кирене). А всё потому, что в парадигме ценностей Легионов - человечность=слабость/некачественность, "брак в производстве", но ее полностью устранить из процесса всё равно не удается; и Аргел Тал оценивает себя - в перспективе - именно с этой точки зрения - поскольку иной не завозили. И всё-таки - упрямство и привязанность. То, что позволяло - до определенного момента - сохранять целостность в сомнительных обстоятельствах, отказываясь снимать с себя ответственность за происходящее при всём при том; "broken soul" говорится об Аргел Тале только впоследствии, до смерти же Кирены - строго наоборот.
В общем-то, вот и феномен отношений. Не говоря о том, что слепота Кирены дает ей несколько иной образ Астартес, позволяющий не тратить ресурсы на преодоление эффекта "зловещей долины" и напрямую демонстрировать понимание, за которым к ней и приходят. Среди Несущих Слово она - что-то вроде "сестры" для них-"братьев"; тоже признание значимости, но иное, более формализованное, чем у Аргел Тала. (Один короткий диалог с Каурталом демонстрирует это через словоупотребление:
"The Blessed Lady has fallen."
"Warriors fall. She was murdered." Вот казалось бы, можно было подчеркнуть разницу как-то иначе, но автор умеет в краткость, разница между глаголами - и всё, ничего лишнего).
(...к слову, вот какой фанарт я хотел бы - Кирена в окружении Аргел Тала, его троих лейтенантов и Ксафена; почти как в сцене прибытия на Колхиду - либо сама эта сцена, в светло-серой цветовой гамме, либо уже что-то более позднее, в гамме алой и черной, - и чтобы он назывался "Братья и сестра". Несбыточные мечты такие несбыточные).
И вот, Аргел Тал лишается ее - не просто человека, а символа, талисмана своей человечности; и есть некоторая ирония в том, что Аквилон, "казнив еретичку", убил именно то, что делало Аргел Тала "немножко не совсем" еретиком, несмотря на его верность по отношению к легиону и Лоргару. Вот, опять же, символический подтекст соответствующей претензии - "Ты убил ее. Как смеешь ты говорить о верности и долге, если ты убил ее, именно её из всех?". Хотя казалось бы...
У него остается только долг перед примархом, только служение, для которого космодесантники и созданы - в общем-то, он в принципе на протяжении повествования демонстрирует "темную сторону" т.н. "верности лорду" и "долга превыше всего", которая для меня как концепт была достаточно важной на протяжении всего сознательного возраста, но которую тоже приходится - уже можно говорить об этом в прошедшем времени: пришлось - неизбежно деконструировать. (Вот почему, собственно, этот образ так попадает по внутренностям - в том числе).
Здесь можно отметить - еще раз - пресловутый рассказ "Подземная война": с подбором в "новых Гал Ворбак" именно тех, кто похож на него в этом сохранении следов человечности; и тем, чем всё это заканчивается для Аргел Тала. Еще одним доказательством "от противного".
Но поскольку долг никогда не был для него всей полнотой существования (его подавляемые сомнения явно свидетельствуют об этом), Аргел Тала не оставляет тоска о потерянном - чувство неполноты - и навязчивая мысль воскресить Кирену происходит отсюда. Он хочет вернуть хотя бы призрачную цельность, свою человечность, оставленную в прошлом - не задаваясь вопросом, насколько она совместима с его нынешним состоянием бытия. И сражается против их же собственных, ручных культистов, и защищает ее он тоже как раз поэтому; но... "Ты не слепа". Слепота или ее отсутствие - это тоже символично; я не склонен полагать, что Кирена была "не в курсе" происходившего среди Несущих Слово, даже с поправкой на то, что вплоть до самого открытого выступления против Империума "De profundis" оставался внешне приличным кораблем. Нет уж, "святая Хаоса" так "святая Хаоса" - здесь я предпочту верить логике и считать, что в отображении более поздней книги определенное место занимает шок, бросающий тень на характер как таковой. Но...(2)
Будучи зрячей, Кирена не может воспринимать окружающее (в частности - окружающих ее Астартес) так, как раньше. Отсутствие слепоты, как минимум, уменьшает "пассивность" действующего лица, его ориентированность на восприятие, и делает более явными все аспекты - в том числе символический, - и тяжесть его становится куда более очевидной.
В общем, это жестокий итог: "по-старому" уже не будет, есть вещи, которые потеряны навсегда.
И да - отчаяние Аргел Тала, глядящего на падающий "Фиделитас Лекс", именно этой природы. "Нет". Он не может признать, что его погоня за призраком человечности была тщетной - хотя ему придется это сделать.
Аргел Тал не может сохранить человечность, ускользающую от него - он перестал быть человеком давным-давно ("Мы никогда не были людьми!" - учитывая контекст, в котором дан этот выкрик; это вынужденное признание тому, кто неспособен осознать его и услышать - как минимум, не в ситуации смертельного боя и обоюдной ненависти; практически жест отчаяния), и он может либо принять (embrace) демоническую природу, слившись с ней и достигнув в ней утраченной полноты, либо умереть.
Происходит второе.
Что характерно. Аргел Тал умирает, отделенный от Раума. Он умирает человеком, насколько это возможно для космодесантника. Спасибо автору; нет, и в самом деле спасибо.
При этом, я всё-таки считаю, что лучше было послушать совета Раума в этот конкретный раз. Но, опять же, учитывая контекст... горизонт отчаяния перейден на бис.
Кстати, и странное утверждение Эреба - то, что навязчивая идея о воскрешении Кирены, чью потерю Аргел Тал "не превозмог"(с), доказала ему, что так они вообще проиграют войну (!), в рамках этой концепции тоже становится логичным. Выбор человечности оказывается выбором "в пользу человечества" (вне зависимости от противостояния "Император-Хорус"; этому, кстати, частично посвещена "Долгая ночь" всё того же автора, потому что в лице Альтани Севатар выбирает примерно то же самое, но без личностно-ангстово-переездючного оттенка, потому что у него всё-таки другой склад характера
Неудивительно ведь, что Эреб именно символический подтекст ситуации считывает? Конечно, до него не сразу дошло, но тем не менее. В уме ему сложно отказать, хотя это весьма специфический ум.
Вот как-то так.
...не то чтобы я не хотел воспринимать это как не(до)пейринг, конечно (хотя бы подсознательно); особенно в контексте "Первого еретика" as is. Но объективность порою требует жертв, тем более, что значимость-то никуда не девается, на самом деле. Это всё равно история, оставляющая по себе след. Были бы деньги - заказал бы книгу на сайте BL, они как раз очень удачно её переиздают. На русском-то она у меня есть, но "это не то"(с).
@музыка: гипотетический плейлист по теме включился некстати
@настроение: литературный, епта, анализ
@темы: анализ и синтез, книги, Warhammer
Потому что это аспект действительно интересный, и в N количестве случаев не имеющий общего с пейрингом в его традиционном понимании.
Помнится, я писала о чём-то похожем, только в аспекте прощения но общий вектор остаётся - возвращение чего-то утраченного, чего при новом порядке не должно быть вообще, в принципе, и с головой выдающее, что командир Гал Ворбак оказывается, застрял в старой парадигме мира, несмотря на то, что он командир Гал Ворбак.
Кстати, забавно, что у АДБ вообще то и дело всплывает тема, которую можно обозначить как "защищая даже одного человека мы на самом деле уже защищаем человечество".
забавно, что у АДБ вообще то и дело всплывает тема, которую можно обозначить как "защищая даже одного человека мы на самом деле уже защищаем человечество".
А это потому, что если смотреть на Империум и его противников как на "фракции", то в целом - "оба хуже"(с), особенно если смотреть на ВКП, как на нормальную империалистическую экспансию, чьи идеологические костыли одним изящным движением преобразуются в мотивацию что мятежа Хоруса, что Долгой Войны Абаддона. Как, в общем-то, тот же АДБ и делает постоянно.
Хотя иногда хочется и чуть более возвышенного взгляда, но так и авторов больше одного.Кстати, не написать ли нам о разнице подходов и разнице картины мира, которая из этого проистекает/в этом прослеживается?
конечно, этожевсеголишьвахакнижки, но всё-таки.и в N количестве случаев не имеющий общего с пейрингом в его традиционном понимании.
Надо еще найти такие мои "ОТП", которые имеют много общего с пейрингом в традиционном понимании. ;J