Копилось и компилировалось уже довольно давно.
Много букв моего имхо. Политика.
Вас предупредили.
Вообще, всё больше хочется что-то противопоставить товарищам, рассматривающим "Легенду" преимущественно с мистической/мифологической точки зрения.
"Легенда" - это история о власти и взаимоотношениях людей с властью. От этого, собственно, и следует "танцевать". Поскольку существуют главные и второстепенные задачи для автора/авторов. В произведении, посвященном тому, как "сделать красиво" (а таковы, по сути, и есть мистические произведения), нечто вроде размышлений Яна или описания политических процессов - вещи совершенно ненужные, только мешающие восприятию главной линии.
Я бы сказал, читать дальшечто в произведении присутствует символизм - то есть закадровая игра с читателем/зрителем, необходимая для придания дополнительных смысловых оттенков. Туда же - отсылки к различным реалиям истории и культуры. То есть это не основная задача - это либо дополнительный оттенок, "для вкуса", либо такая себе литературная игра как она есть. В литературной игре я не вижу ничего плохого, но самодовлеющее значение ей не стоит придавать (поэтому, кстати, мне пох, на какого китайского полководца ссылается образ Яна - потому что оно, наверняка, литературная игра, но ради неё рыть ещё кучу инфы - кажется совершенно лишним делом при восприятии вполне конкретных вещей, пусть даже "упускается энный пласт").
Дополнение от Chiora: читать дальше"Это такая типичная "авторская игра" - когда автор "приглашает" в пространство своего произведения других героев, исторических личностей, других авторов, полемизирует с ними. и делает много других вещей. Под эту же категорию подходит полемика автора с ЗВ - он как бы говорит, что нет, исторические процессы в двадцать лет не укладываются - надо бы исторические периоды взять побольше, процессов включить помноже, поменять ребельскую базу базирования - ну откуда они всё берут, правда? Отсылки к китайским полководцам, "весне на севере поздней", притче "отец умер, сын умер, внук умер", Евангельским событиям, троянской войне - это туда же. Читатель может не поднимать какие-то смыслы, не зная, как к ним попасть, но от этого общий смысл не изменится. Нюансы пропадут, м.б. - если человек не читал Евангелия или Илиаду, или не вспомнит про Архимеда - но если ободрать это от всех коннотаций до просто рассказываемой истории - ничего особенно не изменится.
Поэтому мнение, что там работают только миологические законы, может произвести человек, который поймал какую-то коннотацию и которому лень думать дальше, и понять, что можно быть одновременно Гектором, Архимедом, Христом и неизвестным китайским полководцем, будучи цельным и естественным Яном Вэньли, у которого к тому же, есть феззанский счёт"
Проблема в том, что о политике почему-то людям рассуждать либо не хочется, либо же... они начинают рассуждать, но при этом демонстрируют мягко говоря странный уровень понимания происходящего или же рассуждают с позиций этических абсолютно, без учёта остального.
Но о "Легенде" следует рассуждать именно через призму вопросов власти и отношения людей с властью, остальное - вторично. Вторичны и космические бои, хотя им уделено достаточно времени и они проработаны нормально (не для тех, кто "мнит себя стратегом", видя бой из кресла собственной уютной комнаты - а для нормального зрителя, который не является специалисто. Тем более, что в кино надо показывать, в том числе и то, что в книге можно было (бы) обойти по дуге более изящно). Вторична и символическая подоплёка, которая может только дополнительные нюансы придать (хотя это, местами, красиво). Но не на ней держится сюжет.
В фандоме рассуждать о политике, как я уже сказал, не принято. Или принято, но с обывательской или либеральной точки зрения - что естественно, учитывая уровень "в среднем по больнице". Опять же, осуждение ряда персонажей, которые становятся просто "необсуждаемыми фигурами" - туда же. Не думаю, что Трунихт, Ланг, Грильпарцер - что эти личности не должны быть обсуждаемы только потому, что их действия причинили вред более...положительным людям. Тем более, что в раскладах около политики такие люди тоже значимы, и вполне. (Про Рудольфа фон Гольденбаума я вообще молчу, собственно).
Даже Рубинского практически не обсуждают, хотя вот кто "игрок в престолы", так это он. Но "отрицательная харизма" многое перешибает.
В целом, хотя это может показаться довольно спорным, "Легенда" - это такая попытка представить, как могло бы выглядеть нечто вроде "ВиМ" спустя полторы тысячи лет. Эпическое полотно, ну да. Минус морализаторство. Просто эпоха, которая стала легендой во многом - и финальная фраза не означает ничего, кроме как то, что далее начинаются известные исторические события, которые не имеют ореола соответствующего. Хотя по идее читателям/зрителям "внутри мира" должно быть ясно, что дальше.
А так как события происходят одновременно в настоящем-для-нас и в прошлом-для-будущего-настоящего, на выходе имеем смесь жизни и мифа об эпохе. Легенда - которая уже встроила в себя случившиеся исторические события, как бы говорит: так должно было случиться, потому что так случилось, и потому что этому общественное мнение придало тот или иной смысл. И вместе с тем мы видим, какие мелкие случайности - вроде принятого не вовремя снотворного - на самом деле правят событиями. "Не тайная ложа, а явная лажа"(с).
Вообще, мифология и идеология, о чём говорилось не раз.
Под катом - много букв на тему помянутых понятий, Рейха и Союза, и того, что происходит в данных государственных образованиях.Что такое мифология? Это дополнение к идее и системе. Это основа для внутреннего наполнения системы. То, на чём растут дети, то, какой пример показывается обществу, то, что считается правильным и верным в разрезе системы и идеологии. Здесь есть свой пантеон "богов" и "героев". Мифология, в общем, это то, на что "держат равнение". Идейность "в чистом виде" доступна немногим людям - вроде Яна или Оберштайна, например, или же "пламенных революционеров" слегка иного типа. Остальным необходимо нечто в качестве объяснения/поддержки - либо материальный стимул, либо нематериальный.
В общем, если мы посмотрим на государственные образования в начале действия, то у Союза мифология - есть!
У ССП есть основатель, Але Хайнессен, которого весьма почитают на государственном уровне, это официальный культ. Есть герои, вроде спутников Хайнессена или победителей при Дагоне. Есть просто славные адмиралы и управленцы.
Но проблема в том, что у ССП идейные основы шатаются, причем неслабо так - с одной стороны "ревизионисты от демократии", намекающие на то, что в правительстве неправильные пчёлы делают неправильный мёд; с другой стороны сторонники заворачивания гаек. И то, и другое есть реакция как раз на подкрадывающегося пушного зверька - система ломается под грузом войны во-первых и внутренних противоречий во-вторых. А идеология является чем-то таким...уже не слишком приглядным. Штамп на штампе сидит, штампом погоняет. Попытки Яна дать штампу жизнь - поскольку он-то в идеи и принципы верит и им следует - они не слишком успешны, потому что призыв в итоге идёт к тому же штампу, который трактуется вполне понятным образом. Что в голове у лично Яна происходит при этом - не знаю.
Поэтому когда мифология покрывается мхом, нужно её постоянно пополнять, ибо слвсем без обеих опор государству не жить. Но герои в таком шатающемся государстве - тоже вещь опасная, поэтому лучше пусть они будут дохлыми. Как Эшби. Но с его времени как-то пятьдесят лет уже прошло, маловато будет. Поэтому - любые военные действия, которые не окончились полным разгромом следует назвать победой - правда число погибших как бы намекает - да и с момента постройки Изерлона единственная действительно победа - это его взятие... какая досада, что контр-адмирал, который это сделал, не сложился героически. *сарказм*
А в Рейхе... в Рейхе мифологии у данного государственного образования практически нет. Рудольф в "пантеоне" - единственный, и мифология с идеологической основой сращены очень серьёзно. Подозреваю, как раз так, как "идефикс" Рудольфа был сращен с его политическим чутьём и умением действовать.
Зато в Рейхе - системность. В Рейхе системность и стабильность, постепенно, правда, плавно переходящая в застой с перспективой автономизации и медленного расползания на отдельные псевдофеодальные владения. Если ССП должен рухнуть с шумом и грохотом, в Рейхе всё имеет шанс произойти тихо и спокойно. Экономика Рейха с войной вполне справляется; вот то, что из неё необратимо изымается некая порция на жизнь и придурь аристократии, это уже влияет, но всё равно - экономические проблемы там не главные, хотя об этом Хильда с Райнхардом и разговаривает, но ясно, что в принципе, с учётом экспроприированного у экспроприаторов, государство вытянет. Особенно если ещё и феззанскую экономику сотрудничать заставить, а потом снять у неё "голову" и приказывать среднему звену, как ни в чём не бывало. Но я отвлёкся.
Так вот... всё не так просто, как кажется, хех.
Но в Рейхе происходит "революция сверху". Режим формально тот же, но де факто власть сменилась, направляющая идеология тоже. Нет, не "кто был ничем - тот станет всем", а "каждый делает то, на что способен - и соответственно вознаграждается". Это тоже революция, но революция в социокультурной сфере. Провозглашается равенство возможностей - добиться может всякий, вне зависимости от соц.статуса (и видимо таки - накось-выкуси - пола. Всё-таки не будь оно в рамках идеологического вектора хоть как-то - хрен бы на придурь Райнхарда не начали НЕРВНОРЕАГИРОВАТЬ. А раз не начали - ну так... мало ли, что девы в основном сами как-то не желают из юбок выпрыгивать, по ходу).
И у этой идеи появляется свой пантеон. Свои герои - вот они, живые и молодые, ведут вперёд армию и государство.
(Тут можно как раз вспомнить название произведения, да... я же говорю, даже "Легенда о героях" - и то приложимо к политике; здесь можно вспомнить, кстати, советскую песню с одноименным названием, "Легенды" - у меня ещё подпись была из неё. "Легенды расскажут, какими мы стали", и вообще. То есть там речь идёт о мифологческом пантеоне конкретного государства - и здесь, в принципе, тоже. О мифологическом пантеоне Нойе Рейха. И концовка о "конце легенды и начале истории" тоже вполне сюда же - как раз потому, что мифология будет оформлена и окончательно сплавлена с идеологией как раз теперь, после смерти Райнхарда. Хильде предстоит много работы, но она умная женщина).
Так вот, у Рейха появляется "свежее дыхание" - новая идея, реформируемая госсистема и новая мифология (вообще, здесь повезло, действительно, что необходимо было повергнуть только одного идола - Рудольфа, который и так держался "на честном слове". Собственно, сам первый Гольденбаум...я полагаю, муж его дочери, тот самый фон Нойе-Штауффен, добросовестно ещё при жизни Рудольфа Великого вполне себе решил покласть на рудольфов "идефикс" за исключением кнута для "политических", поскольку у них - нового дворянства - власть, которую надо удерживать той же "железной рукой" - они, правящий класс, власть получили и не отдадут, а дестабилизировать систему выискиванием чего-то там уже в них самих - нафиг не надо. В общем, кто не согласен - осваивать фронтир без права переписки и возвращения на историческую родину, а то понимаешь уран добывать для кораблей кто-то должен, и не аристократы с лояльными подданными династии. И - всё. )
А что в это время появляется в ССП?
В ССП в этот момент есть, как уже было сказано, сторонники ужесточения всего - и сторонники возвращения к истокам.
В общем-то, стремление "вернуться к истокам" само по себе показывает, что в государстве что-то не так - помнится, в Перестройку тоже "возвращались к истокам" - в итоге наше государство практически сдохло.
У тех, кто сторонник истоков, есть козырь - адмирал Ян, который предан идее и своей стране, воплощающей идею. Собственно, для воплощения идеи Яну не обязательно воевать - что плюс, ибо сторонники истоков по большей части товарищи ещё и антивоенные. Но - упс, в политические лидеры Ян не годится, а личность, годившуюся в политические лидеры, ещё в первом сезоне успешно забили прикладами.
И, что характерно, знаменем и членом пантеона Джессика Эдвардс не стала.
Поскольку лидером ещё не была, а так этих жертв того стадиона было достаточно, в числе их наверняка были ещё функционеры антивоенной партии.
Ян не может быть лидером и не может быть героем - это данность и факт такой. Ещё одного потенциального лидера он ещё только воспитывает и тот варит попеременно суп и глинтвейн.
Но невольно группируются именно вокруг него - я имею в виду "невольно" в плане политики, команду-то Ян себе подбирает сознательно, но побирает её опять же не так, как это мог бы делать революционер, а именно аналитически - то есть людей, подходящих с точки зрения функциональности системы и его, яновой, безопасности в этой системе. В общем, действительно - "влип". Поскольку до чего довела психологическая стратегия самозащиты путём создания расположения к себе - либо образа кавайной няшки. Тем более, что военный, который не любит войну - тоже личность заметная для того, чтобы включать в политические расклады.
Ян это понимает и действует как политик, что уж там. Но он может именно что действовать как политик или как адмирал - и...всё. Это его, наверное, местами должно приводить в отчаяние.
Собственно, дать "своим" возможность создать пантеон - он может, только умерев. Похоже, в предшествующем своей трагической гибели таймлайне товарищ Ян это вполне понимает - то есть осознаёт ту "вилку", в которой оказался и в которой не выйдет адекватно действовать, по сути - потому что от деятельности воздерживаться не может, слишком уже она впиталась в плоть и кровь, а разговоры об отставке стали мечтами, но и совсем сломать себя об колено ради превращения в некое подобие героев прошлого и настоящего практически не вариант - не так он устроен. Вот и замирает с беретом на лице, в бесконечном круговороте раздумий о судьбах Галактики. Отчаяние, уравновешиваемое цельностью личности, как и было сказано.
А вот после его смерти действительно "процесс пошёл". Ян поднят на щит, борьба за дело демократии и свободы ведётся с его именем на устах. И эту мифологию, будьте уверены, тот же Юлиан будет старательно развивать - и впишет в пантеон других. Того же Шёнкопфа, опять же очень к месту героически погибшего (некрасиво бы было, возникни однажды вопрос - куда девать розенриттерского генерала... не правда ли?)
Изерлонцы проигрывают Рейху не потому, что, дескать, идеология проигрывает мифологии. А потому, что нет у них нового - новое имеет шанс только ещё выкристаллизоваться. И, возможно, даже без особых насильственных действий войти в новое общество объединённой галактики... эх. Но когда в истории всё было хорошо, спрашивается.
И, напоследок.
Как уже упоминалось, в теорию о том, что "умерли люди легендарные, остались жить люди обычные" не вписывается достаточное число фактов. Чтобы они "вписались", следует художественно изгибаться раком - читать дальшепоскольку чтобы объяснить, чем тот же Аттенборо, р-р-революционер, адмирал и журнализд, неженатый и не имеющий отношений (за исключением какого-то слабого интереса к Карин, который и то под вопросом) - не человек Легенды, или например Мюллер - Железный Щит и кавалер наикрутейшего ордена из нововведённых Райнхардом - чтобы это объяснить, нужно очень попотеть. Также сторонники данной теории закрывают глаза на то, что "эпичные розенриттеры" и то сложились не в полном составе, даже озвучивший о "присяге Яну" Линц вполне жив, а Поплан вовсе даже не собирается "вписываться в мирное время" и намерен заняться как минимум контрабандой - на что вполне недвусмысленно указывается, и от чего Юлиан, мягко говоря, не в восторге.
О том, что в таком случае следовало бы до кучи зарезать Аннерозе на могиле Райнхарда - а что, пусть уходит следом, как символ прошлого - я в принципе промолчу.
У смертей есть иные обоснования - как внутримировые, так и текстовые.
Но мы о легендарности и мифологизме.
В общем, с этой точки зрения хотелось бы сказать об Оберштайне.
Так вот... Оберштайн - не входит в пантеон Нойе Рейха. Он просто не может в него входить. Он - функционер, политик, работник аппарата и глава спецслужб. Даже за минусом дефолтного отношения к спецслужбам as is - от признанных героев Оберштайн вполне осознанно остаётся в стороне всю дорогу, да и смысл его деятельности вообще не в том. В пантеон он может войти, собственно, только после смерти - и то если так пожелает правитель, а не пожелает - так и места на кладбище не достанется. Кстати - вот с точки зрения нормально-политической в плане "мифологии" вопрос смерти действительно может быть "текстово обоснован" - в плане воздавания наконец сёстрам по серьгам, и включения Оберштайна в пантеон тоже. (Вспоминается - "Ренненкампф не имеет возможности стать гроссадмиралом при жизни". Коварная усмешка мироздания). И символическая "смерть" - отставка с уходом в политику - предстоящая с большой вероятностью Миттермайеру, закрепляет, хех, место Миттермайера в пантеоне как Ураганного Волка в числе Крутейших(ТМ). В общем... в этой точке зрения есть чуть больше интересного, но всё-таки - факт остаётся фактом. Оберштайн - не герой.
И вот так - кто успел на переломе эпох сделать достаточно направленных или не совсем усилий - тот стал "человеком легенды", кто-то ушёл до того - не увидев нового времени - как старые воены Бьюкок и Меркатц. Кто-то останется и приспособится. Но так, чтобы производить отсев по принципу "вот этот был труЪ-человеком_легенды, поэтому умер" - нелогично.
Наконец-то - что-то ещё околополитическое о ЛоГГ.
Копилось и компилировалось уже довольно давно.
Много букв моего имхо. Политика.
Вас предупредили.
Вообще, всё больше хочется что-то противопоставить товарищам, рассматривающим "Легенду" преимущественно с мистической/мифологической точки зрения.
"Легенда" - это история о власти и взаимоотношениях людей с властью. От этого, собственно, и следует "танцевать". Поскольку существуют главные и второстепенные задачи для автора/авторов. В произведении, посвященном тому, как "сделать красиво" (а таковы, по сути, и есть мистические произведения), нечто вроде размышлений Яна или описания политических процессов - вещи совершенно ненужные, только мешающие восприятию главной линии.
Я бы сказал, читать дальше
Вообще, мифология и идеология, о чём говорилось не раз.
Под катом - много букв на тему помянутых понятий, Рейха и Союза, и того, что происходит в данных государственных образованиях.
И, напоследок.
Как уже упоминалось, в теорию о том, что "умерли люди легендарные, остались жить люди обычные" не вписывается достаточное число фактов. Чтобы они "вписались", следует художественно изгибаться раком - читать дальше
Много букв моего имхо. Политика.
Вас предупредили.
Вообще, всё больше хочется что-то противопоставить товарищам, рассматривающим "Легенду" преимущественно с мистической/мифологической точки зрения.
"Легенда" - это история о власти и взаимоотношениях людей с властью. От этого, собственно, и следует "танцевать". Поскольку существуют главные и второстепенные задачи для автора/авторов. В произведении, посвященном тому, как "сделать красиво" (а таковы, по сути, и есть мистические произведения), нечто вроде размышлений Яна или описания политических процессов - вещи совершенно ненужные, только мешающие восприятию главной линии.
Я бы сказал, читать дальше
Вообще, мифология и идеология, о чём говорилось не раз.
Под катом - много букв на тему помянутых понятий, Рейха и Союза, и того, что происходит в данных государственных образованиях.
И, напоследок.
Как уже упоминалось, в теорию о том, что "умерли люди легендарные, остались жить люди обычные" не вписывается достаточное число фактов. Чтобы они "вписались", следует художественно изгибаться раком - читать дальше