Что касательно образования. Уточнять, думаю, уже не стоит - со вчерашнего вечера новость распространяется по дайри с ударной скоростью. Но если что - две ссылки: 1 и 2 Вторую ещё не дочитал, но собираюсь - это, собственно, сам законопроект.
Я не могу молчать, не хочу и не собираюсь - в конце-концов, у меня есть позиция, и пусть она будет.
И пусть я выскажу её не в комментариях у кого-нибудь, а на собственной платформе, чтобы видели все, кто имеет возможность меня читать.
Значит, так.
Я, моя семья и прослойки общества.Если кто-то ещё не знает - моя семья вполне может считаться бедной. Не дотягивают до среднего класса, согласитесь, люди, у которых на троих приходится 22 тысячи рублей. При средней зарплате менеджера среднего звена в 30 тысяч тех же самых рублей - на одну не очень интеллектуальную персону. И это ещё с учётом того, что мои родители получают пенсию. Не получай пенсии мать - это минус пять тысяч и минус некоторое количество вещей. Да что там - я помню, как в 2001 году, уже при благословенной власти нынешней партии стабильности, моя мать, кандидат наук, человек, которого когда-то знали в научных кругах, мыла полы в бассейне, а отец, педагог со стажем, сдавал в цветмет ценные детали - чтобы тот, кто сейчас пишет этот дайр, не сдох от голода, поскольку реально было нечего жрать.
И при этом - именно тот, кто сейчас ведёт этот дайр, читал запоем книги, любил знания и добывал информацию, где это возможно. Учился рассуждать и не понимал разговоров, которыми только и развлекались сверстники - про новую одежду, новые игрушки и классную музыку. После пятого класса - уже в гимназии, куда меня перевели - мало что изменилось. Зато стало понятней - дети из тех семей, где родители могут обеспечить полностью безбедную жизнь тела, мало заботятся о собственном багаже в смысле духовном. Впрочем, они могут хорошо учиться - всё-таки, память и старательность никто не отменял. И другуб ечальную закономерность я отметил - у просто детей из семей, где нет материального достатка, тоже нет стимула учиться, потому что мать/отец (а среди таких очень много неполных семей!) всё время тратят на добычу средств - где уж тут думать о интеллектуальном, пирамида Маслоу в действии. И стимул к чему-то стоящему сохраняется только у небольшой прослойки (этому слову применительно к обществу меня когда-то научил отец) людей - тех, кто когда-то принадлежал если не к интеллигенции, то просто был образован, имел библиотеку, ценил знания и умения. И одновременно эта прослойка держится около черты бедности, не заходя за неё. То есть мы имеем опровержение тезиса "бытие определяет сознание" - опровержение волевым усилием сохранения традиции.
Вот её-то власть имущим достаточно выгодно уничтожить, потому что подобные лица во все времена были главным источником социальных волнений.
Смотрите сами: богатые (условно говоря) не пойдут против, поскольку они успокоены и заинтересованы в стабильности. Задача государства - убедить достаточное число людей, что они живут хорошо и делать лишние телодвижения - только вред.
А бедные - те, кто стремится выжить - не могут поднять голову, потому что стремление выжить блокирует остальные стремления. Если только не найдутся идейные лидеры, которые смогут зажечь, сплотить и поднять.
А такие берутся...правильно, из прослойки. И если эта прослойка замолчит - общество будет законсервировано.
Хотя, конечно, полное уничтожение невозможно... Да и мы не дадим себя уничтожить, в конце концов, есть много средств для этого. Но разбить государственный институт преемственности знаний - значит, нанести серьёзный удар по будущему мыслящей части общества. Старики умирают. Моему отцу 65 лет, моей матери - 58. Практически все друзья отца уже мертвы, в нашей стране вообще мужчины живут меньше женщин.
Последствия платности образования для прослоек.Так вот. К чему это я?... К тому, что тезис "кто хочет вложиться в образование детей, приложить усилия - тот это сделает" не работает. Он по цинизму напоминает мне тезис одного "психолога" - "Учителя и врачи говорят, что зарабатывают мало - но в современном обществе свободного выбора никто не мешает учителю стать бизнесменом, а медсестре - стриптизёршей. Почему-то они не делают такой выбор - значит, довольны своим положением".
Дескать, дети сейчас, при бесплатном образовании, не читают книг и плюют на знания - и при платном мать этого ребёнка решит, что ей важнее отдых в Тайланде, чем какие-то дополнительные предметы.
Что плюют - это верно. Но как раз дети, которые плюют, при платной системе продолжат учиться - потому что в мозгах их родителей ещё сидит идея "высшее образование - пропуск наверх". И ради этого они положат те самые деньги, и будут натаскивать своих ленивых детей на сдачу ЕГЭ. Мать, возможно, и не станет включать в платный пакет какую-то там историю - но в гуманитарные вузы никто и так не идёт, за редким исключением, а если в выпускном классе вдруг выяснится (ВНЕЗАПНО, о да! - пример взят из моей группы в МГИМО), что для поступления нужно ЕГЭ по истории - натаскаться и забыть никто не помешает. Опять же, примеры у меня перед глазами.
Бедным же, которым не потянуть этого образования за плату, будет, безусловно, легче, хотя что-то внутри может слабо взбунтоваться. Что же, здесь, возможно, что-то даже и правильно... Государству нужны рабочие руки - именно рабочие, подчёркиваю. И желательно не гастарбайтерские. Но. Я категорически отказываюсь ставить равенство между "бедный" и "тупой". Конечно, сейчас в обществе всё более усиливается классовая сегрегация - которую на нынешнему уровне развития общества давно пора заменить интеллектуальной (ноократией)! - и вскоре может стать уже поздно, но я не хотел бы терять надежды.
И остаётся у нас - "прослойка". Есть два варианта - либо эти люди отказываются платить и занимаются самообразованием детей (тогда следующий шаг реформы более чем закономерен - запрещение поступать в вузы без курса государственной или частной средней школы за плечами), либо всё-таки пытаются найти деньги и платить - переходя в другой социальный класс, где бытие начинает действительно определяться сознанием. Ребёнок может получить хорошее образование, возможно - и в таких условиях тоже. Но психологические проблемы - чувство неполноценности и чувство вины перед родителями - могут поставить барьер между ним и его стремлениями. Покорный интеллект - вот результат такой операции.
Как в грустном, но верном анекдоте.
"- После введения нового налога на бедность быть бедным станет просто-напросто нерентабельно!"
Кухаркины дети и самопальные дворяне.Далее. Что до любимого тезиса уже получивших образование господ, а-ля "Кухарка не может управлять государством".
Меня подмывает выяснить происхождение этих господ - не верю я, что столько народу происходит от реальных дворянских фамилий и при тогдашней классовой структуре приближались к классу господ ближе чем на "Петрушка! Сапоги помой". Единственная представительница "бывших", от которой я видел и соответствующие доказательства в виде фотографий, отличалась острой нелюбовью к современной системе управления, и, несмотря на свои, не стану скрывать, монархические убеждения отстаивала историческую неизбежность и необходимость и Революции, и правления И.В.Сталина. То есть снобизма в ней не наблюдалось ни на каплю - куда как меньше, чем в самодовольной русистке, однажды чуть не влепившей мне пощёчину, когда я хладнокровно поинтересовался, какова история дворянского рода "Уберт". Ибо больше ответить данной представительнице было нечего.
Необходимости того, что государством должна управлять элита, я и не отрицаю - но элита интеллектуально-управленческая, а не те, кто появился там в результате происхождения, псевдодемократических выборов или пресловутого "духа правления". Понимаете, очень хорошо, на мой взгляд, теоретизировать, не пытаясь применить положения своей теории к реальной исторической ситуации - как сегодняшней, так и наблюдавшихся в прошлом. Конечно, в абстрактном обществе европейского, условно выражаясь, типа - обычно здесь представляют столь любимую сердцу многих (включая частично меня) Британию - связь между происхожденческой и интеллектуальной элитой достаточно велика, по крайней мере, так представляется. Впитывание традиций управления или чего-то иного с молоком матери, старинные здания, секреты мастерства - это очень красиво... Но только, если честно, я сомневаюсь, что эта модель подходит для общества нашей страны. Более того - я сомневаюсь, что в нашей стране она вообще когда-либо существовала. И сомневаюсь в том, что в столь идеальной форме оно существует вообще где-нибудь. Всё-таки увлечение фэнтези играет временами с людьми дурную шутку - они начинают использовать предпосылки и модели "вторичных миров" для доказательств в мире, условно выражаясь, реальном. Конечно, мы все равны перед информационным полем - но такое смешение достаточно пагубно. Для тех из вас, кто читал книги Камши, можно привести пример Ричарда Окделла - как человека, неспособного понять иную социально-историческую ситуацию, чем конструкция, живущая у него в мечтах.
Система образования и система ценностей.В нашей стране всегда было хорошее высшее образование. И вообще, система образования в России, на мой взгляд, только развивалась, несмотря на некоторые шаги назад, наблюдавшиеся в историческом процессе. Конечно, можно говорить, что мы - общество в целом - не ценили то, что имели. Только вот в чём дело - система ценностей общества в основном формируется государственной идеологией (а идейная направленность у государства есть всегда, это одна из его основополагающих функций - даже если вы посмотрите на европейские демократии, то без труда найдёте там такое). А государство на протяжении последних долгих лет обесценивало в общественном сознании систему образования, систему здравоохранения, и прочие социальные структуры - что привело к достаточно закономерному результату. Впрочем, я не обольщаюсь и не стану говорить, что всё в российской и советской системе образования - и прочих, опять же, структурах - было идеально, такого, разумеется, быть и не могло. Но реформы приводят не к закономерному развитию данной системы, а к её изменению - даже, скорее, деформации - в ином направлении, чем это было до сих пор. Всплеск разговоров, на контрасте, конечно, будет - и, возможно, так власти заложат ещё один очаг социального напряжения. Другое дело, что сожаления - разной степени абстрактности - о прошлом прошлого не вернут, а выплеснуть недовольство в разговоры в интернете - куда проще, чем организовать, например, демонстрацию. К сожалению.
Возможно, я ещё выскажусь по поводу прочих социальных реформ - в частности, расформирования педвузов и проблемы школьных учителей и/или преподов в таких вузах.
Но сейчас, думаю, хватит - во избежание передоза информации.
Прошу высказываться.
@настроение: праведное, млять, негодование
@темы: анализ и синтез, семейка Б, разум над чувствами, идеи и идейное, зло, политика
Я это читал. Но высказаться мне это не мешает - поскольку даже если оно неправда, моя позиция по вопросам не изменится. По высказанным в пункте один причинам.
Согласна. По всем пунктам.
Что до любимого тезиса уже получивших образование господ, а-ля "Кухарка не может управлять государством".
Ещё и цитируют не полностью. Ленин говорил, что "необходимо создать такие условия образования и воспитания, чтобы при необходимости каждая кухарка могла принимать участие в делах государственного управления". И ведь создали, что интересно. А теперь хотят вернуть всё к дореволюционному состоянию, не понимая, что тогда от государства просто ничего не останется. Либо глупость, либо измена...
Я никогда не сомневался в тебе, товарищ.
Ещё и цитируют не полностью
Поверь, я-то в курсе. Мне отец об этом говорил, кажется. Отец любил иногда что-нибудь процитировать, причем предостерегал от передёргивания и недоговоренносте, приводя в пример как раз трактовки высказываний Ленина "демократами".
Но хорошо, что ты упомянула. Другие участники пусть тоже знают.
Ну дык... Кстати, мои родители бывшие инженеры. А теперь, когда пенсионерами будут оба, от т. н. среднего класса мы будем ещё дальше.
И библиотека у нас была всегда, сколько себя помню. Другое дело, что я, кажется, читаю больше родителей. Но я вообще сплошная аномалия.
Поднимать эту тему у себя в дайре не желаю, т.к. за словом должно следовать дело, а открывать курсы "доп. образования" для малоимущих мне сейчас как-то откровенно "никак". Равно как и морочиться с оформлениями всех допусков, требуемых для того, чтобы это мероприятие могло рассматриваться, как легальный городской кружок, хотя бы, а не "секта". Да и мотивации внутренней нет
Не хочу участвовать в разных "холиварах на заданную тему", но отдельные деятели, теоретизирующие про то, что "кому надо, тот прорвется", в целом, вызывают скептическое недоумение. Информационная среда организована уже совершенно по-другому, нежели даже 10 лет назад. "Ломоносовы", конечно, будут, благо, домашних библиотек никто не отменял, и это может дать новый толчок культуре самообразования и образованию любезного моему сердцу маргинального слоя общества, "асоциального" по определению, - но прелесть жанра в том, что высказывающие подобные идеи товарищи отнюдь не стремятся пополнить собою ряды асоциалов, сколь я заметила
Забавно все это. И местами противно. В т.ч. и потому что подобными реформами власть отчетливо дает понять, что у кормила страны стоят бизнесмены, а не люди с государственным умом. Опирающиеся исключительно на возможности сегодняшнего дня.
Давно эту мысль думаю. И вот мне интересно, неужели правда считают, что оно того стоит??
Неужели стоит небольшая разгрузка казны за счет сокращения финансирования школ огромных потерь в будущем? И есть ли в правительстве люди, которые видят в таких реформах реальную пользу для системы образования.
Или им легче так - не поднимать престиж и популярность рабочих специальностей, а просто не оставить другого выбора, как идти на завод?
Я его читать начал - думаю, к завтра смогу обработать сознанием.
Что массовая истерия как таковая оправдана - я об этом не говорил, вообще истерия - штука неконструктивная.
Заметь - я разбирал свою политическую позицию по данному вопросу, и она, подчёркиваю, не изменится от того, что что-то будет не совсем так, хотя слухи на пустом месте всё-таки не берутся, и когда появились первые, я вообще их почти не воспринял.
Ирма Банева
Инженер - это только в последнее время стало ругательным словом... А повышение уровня образованности общества - процесс вообще долгий, и даже то, чего успели до "демократии" добиться - уже показатель, хотя и несовершенно, разумеется.
И библиотека у нас была всегда, сколько себя помню. Другое дело, что я, кажется, читаю больше родителей
Например, я тоже читал всегда больше, чем родители - мать всегда читала в основном литературу научную и полезную по работе, отец вообще книг не читал практически, но то, что у нас в библиотеке, он покупал в основном и он же читал - в молодости. Просто - другое время, мда...
Arme
Поднимать эту тему у себя в дайре не желаю, т.к. за словом должно следовать дело
С этим согласен. Если понадобится - я буду что-то делать, и на митинг пойду, и что-то организую. То есть за свои слова я готов ответить - по-всякому.
Но у меня, действительно, несколько иная внутрення мотивация, так что своё навязывать я не желаю и не собираюсь.
Информационная среда организована уже совершенно по-другому, нежели даже 10 лет назад.
Разумеется. И доступ к информационной среде стоит денег в куда большей мере - с разобщённостью людей в реале и приобщённостью в интернетах и т.п. Хотя это достаточно поверхностно, но в общих чертах отражает.
Кому-то отрадно оказаться в "привилегированном классе"?
По всей видимости. Человек считает, что "достоин", но другое дело, что это чаще всего лишь его субъективное мнение.
читать дальше
Или им легче так - не поднимать престиж и популярность рабочих специальностей, а просто не оставить другого выбора, как идти на завод?
Именно что легче. Это же товарищ Сталин не искал лёгких путей... И считал, что рабочий при желании всегда может стать инженером, а заодно и создавал такую возможность. А эти... Что говорить.
Видишь ли, не во всех действиях нашего правительства есть логика - точнее, она у них может быть вполне специфической.
Или им легче так - не поднимать престиж и популярность рабочих специальностей, а просто не оставить другого выбора, как идти на завод?
По-видимому.
Но в чём ещё дело - я сказал, что это такой аргумент в защиту реформы от определённой части общественности. А общественность не хочет примерять на себя такую социальную роль, как рабочий, к примеру. Стереотипы обычно такие стереотипы.
А вообще, имхо, путь - это автоматизация и роботизация производства с установлением в обществе ноократии, т.е. приоритета интеллектуальной элиты, где школа (средняя и высшая) и наука стали бы основными социальными лифтами.
Государству нужны рабочие руки - именно рабочие, подчёркиваю.
Самое смешное, что на данный момент и рабочие руки нужны в идеале в комплекте с головой. Про заводы я не говорю - общаться со станком, который умнее тебя, вряд ли возможно, а нынешние станки весьма и весьма "образованные". Но даже в "ручных" специальностях требуется не только старательность, но и некоторое знание предмета - к чему приводит обратное, мы отлично увидели этой зимой. Когда под грузом снега прогибались и текли в основном починенные в последние несколько лет крыши.
Сегрегация по признаку классовому, точнее - доходно-классовому, что в современном обществе взаимосвязано.
Это неправильное разделение, на мой взгляд.
читать дальше
Что до рабочих рук - см. мой ответ Мафей.
А что квалификация кадров остаётся важной в любом случае, где бы человек ни работал - это безусловно.
Ирма Банева
Это же товарищ Сталин не искал лёгких путей... И считал, что рабочий при желании всегда может стать инженером, а заодно и создавал такую возможность
Да, некому сейчас взять
и уебатьи убрать нынешнюю власть копать уран...Пар, выходящий в гудок - уже неинтересно. Лично мне, по крайней мере.
И доступ к информационной среде стоит денег в куда большей мере... - я несколько не это имела в виду. Я исходила из того, что ВСЁ есть информация. Все, что мы видим-слышим-читаем-считаем-etc - ежедневно. Культурная среда = информационная среда = жизненная среда = ценностнообразующая среда.
От митинга, к сожалению, изменится немногое - если изменится в принципе. Тут вы правы.
Пар, выходящий в гудок - уже неинтересно
И я бы предпочёл постепенное нарастание напряжения, перерастающее в революционную ситуацию. Но для этого сначала нужно организовываться.
Заметь - я разбирал свою политическую позицию по данному вопросу, и она, подчёркиваю, не изменится от того, что что-то будет не совсем так, хотя слухи на пустом месте всё-таки не берутся, и когда появились первые, я вообще их почти не воспринял.
То есть ты чисто гипотетически пока обсуждаешь эту тему? Мне показалось что ты как-то автоматически воспринял слухи, как данность, и уже обсуждаешь эту "новую реальность", как будто она неотвратима.
Все, что мы видим-слышим-читаем-считаем-etc - ежедневно. Культурная среда = информационная среда = жизненная среда = ценностнообразующая среда.
Смотря какую информацию потребляет индивид. Не все имеют стимул к поиску, тем более - поиску не в социальных сетях.
За ссылку благодарю. Прочитал.
Следует обратить внимание на концовку, я так понимаю?...
Lady Nym
Мне показалось что ты как-то автоматически воспринял слухи, как данность, и уже обсуждаешь эту "новую реальность", как будто она неотвратима.
Есть уже не только слухи - есть законопроект, поэтому я и счёл необходимым сказать своё слово. А новая реальность таки неотвратима, если всё будет идти так, как идёт. Тенденция.
Потому что с последствиями многих даже формально "правильных" законов в сфере образования я в последнее время сталкиваюсь - и как мама, и как начальник отдела реализации издательства, работающего в основном на вузы.
Например с этого года выпускники педагогического колледжа уже не могут пойти в профильный институт на третий курс и по результатам диплома - только на общих основаниях, на первый и по ЕГЭ. Результат: потерянные два года плюс необходимость на выпускном курсе тратить время на подготовку к ЕГЭ (как известно, сие не равно хорошему знанию предмета, сдача ЕГЭ - процесс специфичный, требующий специфической же подготовки).
А теперь: внимание! Поступить на третий курс всё же можно! Но - на платное отделение...
Про так называемые "тендерные распределение бюджетных средств" я уже молчу, дабы не выдавать коммерческих секретов - как это происходит на самом деле и во что обходится всем участникам процесса....
То, что я хочу по-настоящему у меня есть.
Вот именно. Мне уже доказывали, помнится, что все разговоры о религиозном воспитании в школах - не более, чем разговоры. Теперь мы имеем его в реальности, пока - в виде "эксперимента". То же было с ЕГЭ...
Ага-ага. Хотите, чтобы ваш ребёнок получил нормальное образование - бросайте свои глупые пробирки и идите в киллеры (ибо на панель уже поздно).
Что-то за несколько веков мы видим одного-единственного Ломоносова. Что на всю Россию один умный крестьянский сын попался? (К слову сазать - Ломоносов был из поморов, где и воли, и прочего всегда было куда как больше, нежели в других областях)
Очень легко, имхо, говорить, что "раз не сделал - значит, не хочешь" и "сперва добейся!".
Я уже цитировал психолога С.Сергеева:
"Учителя и врачи говорят, что зарабатывают мало - но в современном обществе свободного выбора никто не мешает учителю стать бизнесменом, а медсестре - стриптизёршей. Почему-то они не делают такой выбор - значит, довольны своим положением".
Мерзко.
Если я чего-то хочу - я действительно это делаю, поскольку для меня "хотеть" и "решить" очень тесно связаны. Но не стоит переносить индивидуальный выбор на сферу социальной ответственности.
Злая Ёлка
Ты правильно всё говоришь, спорить не хочется.
К слову, ходят сведения, что всё-таки схема по первой ссылке - таки фотожаба, но вторая ссылка - всё-таки реальных законопроект, из которого многое может вылезти. Даже если коммерционализация образования ещё не законодательная инициатива, то отдельные экспериментаторы от образования могут воспользоваться законом - и уже, судя по свидетельствам, начали пользоваться. А правительство - подхватит. ЕГЭ ведь тоже сначала было только "экспериментом в отдельных московских школах"...
сдача ЕГЭ - процесс специфичный, требующий специфической же подготовки).
ППКС. :Е
Про так называемые "тендерные распределение бюджетных средств" я уже молчу, дабы не выдавать коммерческих секретов - как это происходит на самом деле и во что обходится всем участникам процесса....
А ты расскажи, расскажи...
я так поняла, что проект уже прошёл первое чтение. И в таких делах я последнее время склонна верить худшему, потому что. как бы ни был плох закон, его применение на практике, увы, будет ещё паршивее.
Я против того, чтобы орать "Кошмар, что за законы принимают!", не прочитав сам закон. Пусть он принят, но есть ли в нём то, о чём разговоры идут? Я тоже пока не читала, но очень сильно сомневаюсь, что в нём есть что-то про разделение на бедных и богатых и лишение бедных права на среднее образование, про три бесплатных урока в день и прочих "фактов", которые сейчас так активно обсуждаются в дайри.
Grey Kite aka R.L.
Есть уже не только слухи - есть законопроект,
Так поэтому я уточнила читал ли ты его, прежде чем начать обсуждение. А то пока как в анекдоте "мне Рабинович напел" выходит.
"Нет, сынок, это фантастика!" Я бы даже сказала, утопия.
Стереотипы обычно такие стереотипы.
Их можно менять, в том-то и дело.
Видишь ли, не во всех действиях нашего правительства есть логика
А вот в это я не могу поверить. Мне кажется, она как суслик. И проблема в том, что мы не только его не видим, но и не всегда знаем, где искать.
Ломоносов был из поморов, где и воли, и прочего всегда было куда как больше, нежели в других областях
К тому же, что немаловажно, поморы - как и большинство сибирских поселенцев - не были крепостными. Поэтому он, собственно, и смог уйти.
бросайте свои глупые пробирки и идите в киллеры
Ну да... Здравствуйте, девяностые. Мать Метели об этом имеет, впрочем, сказать больше, чем я.
Мне уже доказывали, помнится, что все разговоры о религиозном воспитании в школах - не более, чем разговоры. Теперь мы имеем его в реальности
Бррр... Я ничего не имею против верующих, но это - насилие.
очень сильно сомневаюсь, что в нём есть что-то про разделение на бедных и богатых и лишение бедных права на среднее образование, про три бесплатных урока в день и прочих "фактов", которые сейчас так активно обсуждаются в дайри.
Я про три бесплатных урока в день и не говорил - но с введением самофинансирования в школах каждый будет выкручиваться, как может, и тот самый эксперимент (пока, вроде бы, только ограниченно-московский) вполне может показаться многим директорам или их спонсорам неплохим выходом. А я пишу про то, что может получиться. И про то, к чему мы идём.
Мафей
"Нет, сынок, это фантастика!" Я бы даже сказала, утопия.
Знаешь... В 19 веке если бы кто-то сказал, что люди, живущие один в Москве, другой - в Австралии смогут мгновенно общаться, одновременно получая сведения от многих других людей - его бы посчитали ненормальным утопистом. Что какбэ намекает.
Мне кажется, она как суслик. И проблема в том, что мы не только его не видим, но и не всегда знаем, где искать.
Логика... Видимо, зависит от того, что под ней понимать.